Армянскую конституцию готовят к реформам

Никол Пашинян намерен подкорректировать основной закон страны

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подписал указ о создании совета по конституционным реформам. Нынешнюю конституцию, которую приняли на референдуме в 2015 году, много раз критиковали за излишнюю сложность некоторых процедур, однако именно она помогла господину Пашиняну сначала прийти к власти в 2018 году, а затем удержать ее в 2020-м. Поправки, как ожидается, затронут систему управления и судебные органы страны.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

В конце прошлой недели, 17 декабря, Никол Пашинян расформировал профессиональную комиссию по реформированию конституции, учрежденную 12 февраля 2020 года, и создал вместо нее совет по конституционным реформам. Расформированная комиссия существовала лишь на бумаге: уже в июле 2020 года, когда Армения и Азербайджан начали боевые действия на границе, основной темой в Ереване стала безопасность, а внутренняя политика отошла на второй план. Тем не менее этот факт лишний раз напоминает, что идея изменения основного закона страны существует уже давно — практически с момента прихода Никола Пашиняна к власти весной 2018 года.

Состав нового совета еще не утвержден, но он будет намного шире упраздненной комиссии.

Помимо правительственных чиновников, омбудсмена, депутатов и юристов, туда должны быть включены по три представителя внепарламентских сил и общественных организаций, а также два представителя международных организаций, работавших в Армении непрерывно на протяжении пяти лет, правда их голоса будут лишь совещательными. Возглавит совет министр юстиции Карен Андреасян.

Напомним, нынешняя конституция была принята на референдуме в 2015 году. Из президентской республики Армения стала парламентской, во главе которой стоит премьер-министр, избираемый депутатами. Такой документ разработала команда тогдашнего президента Сержа Саргсяна, который был намерен де-факто остаться у власти. Однако пробыть на посту премьер-министра господину Саргсяну удалось лишь несколько дней. В стране начались масштабные протесты, которые вынудили его подать в отставку. А вскоре после этого депутаты утвердили новым премьером лидера оппозиции Никола Пашиняна.

Он и его окружение быстро стали использовать возможности конституции в свою пользу. Например, для проведения досрочных парламентских выборов премьер страны должен подать в отставку, а депутаты — дважды сделать вид, что не могут выбрать достойного кандидата на замену. Этим приемом господин Пашинян пользовался дважды: когда зачищал парламент от представителей старых элит в 2018 году, а также этой весной — когда нужно было доказать свою легитимность после поражения в войне.

И хотя оба раза всем было очевидно, что происходит манипуляция, формально это соответствовало закону и не вызывало вопросов.

Тем не менее некоторые моменты в основном законе очень раздражали Никола Пашиняна. В первую очередь речь идет о статусе Конституционного суда (КС), главу которого он не имел полномочий уволить. Таким образом, назначенные еще при Серже Саргсяне судьи до начала 2020 года оставались последними госслужащими, несогласными с премьером Пашиняном по ряду вопросов.

Чтобы все-таки получить возможность убрать судей с постов, власти пытались назначить референдум о поправках к конституции, но помешала начавшаяся пандемия. Хотя своей цели Никол Пашинян все же добился: поправки внесли через парламент. После этого у правительства появилась идея полностью изменить систему судебной власти, расформировав Конституционный и Кассационный суды, а также создав вместо этого Верховный суд. Но до реализации задуманного дело так и не дошло.

Наконец, уже после второй карабахской войны Никол Пашинян, пытаясь удержаться у власти, обещал избирателям самые разные вещи и иногда менял свое мнение по ключевым вопросам в течение нескольких дней. Одним из таких вопросов была и конституционная реформа, а именно возврат к президентской модели.

Судя по всему, теперь за изменение основного закона взялись всерьез. На формирование совета власти отвели себе всего месяц. А уже после этого сам совет должен будет сформировать комиссию из пяти человек.

Она и займется непосредственной разработкой поправок, которые затем утвердит расширенный состав совета. Как анонсировал еще в октябре министр юстиции, они будут касаться системы управления и судебных органов.

А вот будут ли изменения предполагать возврат к президентской форме правления, сказать трудно. Еще в августе господин Пашинян говорил, что этот шаг очень серьезный, и предложил придерживаться принципа «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Армянский юрист Левон Геворкян убежден, что главный из недостатков действующей конституции — это невозможность разрешать острые политические кризисы, с которыми за последние три года Армения столкнулась дважды.

«Помимо этого, по конституции правительство может делегировать решение многих вопросов парламенту, что, по сути, означает уход от ответственности, поскольку решение важных вопросов происходит по прихоти политических партий,— сказал он в беседе “Ъ”.— А это, в свою очередь, позволяет правительству снимать с себя ответственность за некоторые решения, утверждая, что в них виновата не система в целом, а парламентарии».

Идею объединения Конституционного и Кассационного судов собеседник «Ъ» также считает правильной. «Это позволит более эффективно рассматривать дела. Сейчас некоторые иски лежат без движения годами»,— пояснил свою позицию господин Геворкян.

Кирилл Кривошеев; Аршалуйс Мгдесян, Ереван

Вся лента