Роскошь передвижения
Деловые поездки возобновляются по отраслям
Несмотря на постепенное восстановление рынка делового туризма, количество командировок по России в этом году оказалось меньше докризисного на 28%, а за рубеж — почти на 80%. Однако ситуация крайне неоднородна по отраслям — занятые в торговле предметами роскоши, например, ездят в командировки на 25% чаще, чем даже в 2019 году.
Спрос на авиаперелеты по России у деловых туристов по итогам года будет на 28% ниже показателя допандемийного 2019 года, подсчитали в «Аэроклубе». В то же время по сравнению с 2020 годом объем бронирований вырос на 87%. Спрос на зарубежные направления восстанавливается медленней, достигнув в 2021 году лишь 21% от уровня двухлетней давности.
В «Туту.ру» полагают, что спрос на деловые поездки по стране в 2021 году оказался на 15% ниже показателей 2019 года.
Руководитель OneTwoTrip Ани Алексанян добавляет, что 97% проданных представителям бизнеса авиабилетов были внутренними, два года назад показатель составлял 88%.
Наиболее востребованными внутренними направлениями для командировок в «Аэроклубе» называют Москву и Петербург. Но, по оценкам аналитиков, спрос на перелеты даже в эти города в 2021 году оказался ниже показателей 2019 года — на 42% и 48% соответственно. Сокращение числа командировок в Екатеринбург оценивается в 22%, в Сочи — в 28%, в Новосибирск — в 14%, в Краснодар — в 32%, а в Казань — в 24%. Но в некоторых городах наблюдается обратная картина: например, спрос на деловые перелеты в Иркутск относительно 2019 года вырос на 56%, в Красноярск — на 1%.
Ситуация объясняется спецификой запросов на командировки. По оценкам «Аэроклуба», спрос на деловые поездки со стороны добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетики даже вырос на 19% относительно 2019 года. Эти сектора сейчас формируют треть всех деловых поездок. Позитивная динамика наблюдается также в сегменте розничной торговли предметами роскоши, где активность деловых поездок выросла на 25%.
Остальные отрасли, по данным «Аэроклуба», пока не вернулись к докризисным объемам спроса, даже развили бизнес на фоне пандемии. Так, число деловых поездок сотрудников фармкомпаний в этом году оказалось на 43% меньше, чем в 2019 году. IT-бизнес сократил активность на 38%, финансовые структуры — на 17%.
Наиболее заметным оказался спад в также вполне процветающем FMCG-секторе — 62% за два года.
Представители бизнеса оценки подтверждают. Гендиректор агрохолдинга «Молвест» Анатолий Лосев отмечает, что в его компании в этом году состоялось на 30% больше деловых поездок, чем в прошлом, но показатель заметно отстает от уровня 2019 года. Он объясняет ситуацию «текущей эпидемиологической обстановкой». Представитель торгующей вином Fort Дарья Сологуб оценивает количество командировок в 60% от допандемийного показателя, хотя их продолжительность уже восстановилась. Коммерческий директор IT-группы Т1 Сергей Лобов говорит, что 2021 год немного оживил бизнес-путешествия, но показатели значительно ниже уровня до пандемии. Так, в 2019 году сотрудники компании совершили более 1,5 тыс. деловых поездок, из которых 50 — за рубеж, вспоминает он. В продуктовой сети «Верный» сообщили, что число командировок в 2021 году увеличилось за год почти двое «за счет роста бизнеса».
Позитивным трендом в «Аэроклубе» считают постепенное восстановление глубины бронирований: в 2019 году за две недели и более планировалась треть командировок, в 2020 году — 20%, в 2021 году — 25%.
Управляющий директор «Аэроклуба» Юлия Липатова, исходя из этой динамики, рассчитывает, что в 2022 году деловой туризм внутри страны полностью восстановится. Ани Алексанян полагает, что число деловых поездок по стране в 2022 году будет в полтора раза больше, чем двумя годами ранее. В Fort надеются, что в 2022 году командировки полностью восстановятся.
Активность поездок за рубеж прогнозировать сложнее. По мнению госпожи Липатовой, возвращение к «нормальной деловой активности» в этом сегменте возможно в горизонте одного-двух лет, но только при условии, что границы будут открыты и в других странах признают российские вакцины.