Госкомпаниям выворачивают корзину
Депутаты и Минфин делают новую попытку добавить прозрачности в их закупки
После трехлетней паузы власти вновь обратились к проблеме «невидимых» закупок госкомпаний — сейчас благодаря норме о возможности не раскрывать данные закупок у взаимозависимых юрлиц госАО удается скрывать почти половину своих закупок. Вчера в Госдуму были внесены сразу два проекта поправок, подготовленные правительством и депутатами, призванные эту лазейку устранить. Депутаты предлагают полностью исключить возможность не раскрывать закупки взаимозависимых юрлиц, Минфин же согласен закрывать лазейку аккуратнее, чтобы сохранить эффективность госАО. Новые попытки навести порядок в закупках госкомпаний призваны вовлечь их в реализацию госполитики — пока закон позволяет госкомпаниям не выполнять требования по импортозамещению и поддержке малого бизнеса.
Вчера в Госдуму были внесены сразу два проекта поправок к закону о закупках госкомпаний (223-ФЗ), призванные устранить в законодательстве лазейку, позволяющую госАО не раскрывать данные о закупках у взаимозависимых компаний (с долей 25% плюс одна акция). Такая возможность у госкомпаний появилась в 2018 году: на протяжении 2017 года, напомним, правительство добивалось ужесточения режима закупок госАО за счет перевода их в электронную форму, но лоббисты госкомпаний тормозили проект. Тогда Минфин ради ускорения реформы 223-ФЗ де-факто «разменял» создание этой лазейки и вывел закупки у взаимозависимых юрлиц из-под регулирования 223-ФЗ. Попытки Минфина ликвидировать эти нормы в дальнейшем не увенчались успехом (см. “Ъ” от 28 июня 2018 года), а в последние годы на фоне масштабной реформы закупок государства (44-ФЗ) и усиления ковидной повестки они и вовсе прекратились.
Вчера же предложения по устранению этой лазейки в законе одновременно направили Минфин и группа депутатов от «Справедливой России» во главе с Сергеем Мироновым. Депутатский проект жестче — он предлагает полностью устранить особые условия для закупок у взаимозависимых лиц, вернув их под регулирование 223-ФЗ. Отметим, что инициатива депутатов не нова: практически тот же их состав продвигал ее еще в 2018 году. В частности, среди авторов проекта значится депутат Валерий Гартунг, ныне глава комитета по защите конкуренции, еще в 2017 году возражавший против создания лазейки, опасаясь злоупотреблений госкомпаний.
Как указывают авторы проекта, организации активно уклоняются от регулирования закупок путем выкупа доли или акций юрлица, являющегося поставщиком — объем «скрытых» таким образом закупок оценивался экспертами в последние годы в суммы порядка 5–10 трлн руб.
В Минфине риски необоснованного ухода госАО от применения 223-ФЗ признают. «Объем не регулируемых законом сделок вырос и является существенным»,— указывают в ведомстве, ссылаясь на данные мониторинга и подтверждая, что возможности отслеживания таких закупок нет. Так, мониторинг в 2020 году 15 крупнейших заказчиков по 223-ФЗ показал, что введенное в 2018 году исключение применяется десятью из них. «Стоимостной объем закупок, проводимых у зависимых лиц без 223-ФЗ, варьировался от 20% до 46% (у отдельных заказчиков) от общей стоимости закупок»,— отметили в ведомстве.
Проект Минфина должен минимизировать случаи необоснованного применения нормы о взаимозависимых лицах — исключение предлагается сохранить только для двух случаев.
Это закупки у зависимых «дочек», если последние сами закупаются по 223-ФЗ: так регулятор сможет отследить поступление товаров, работ и услуг в «невидимый» периметр отношений взаимозависимых лиц. Также сохранить непрозрачность предлагается для закупок у зависимой компании для обеспечения единого производственного процесса — это позволит игрокам с вертикально интегрированной структурой сохранить коммерческие секреты. Отметим, что точечный подход Минфина согласуется с его целями по повышению эффективности работы госАО, а вместе с тем имеет больше шансов пройти Госдуму.
Интерес к закупкам госкомпаний объясняется в том числе ростом требований к их участию в поддержке отечественных производителей и малого бизнеса. Минфин в пояснительной записке к проекту прямо указывает, что закрытость закупок у взаимозависимых лиц негативно сказывается на конкуренции и не позволяет контролировать выполнение требований по закупкам отечественной продукции и закупкам у МСП.