Не президентом единым
Татарстан попытался отстоять название первого лица
В 2021 году Московский Кремль вновь поднял вопрос о наименовании высшего должностного лица республики. В Госдуму почти сразу после осенних выборов был внесен федеральный законопроект, который запрещает главам субъектов РФ использовать в названии слово «президент». Его авторами выступили глава комитета Совета федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас и председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников (оба представляют «Единую Россию»).
В пояснительной записке к проекту сказано, что он «подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти», которые появились в Основном законе после принятия поправок, инициированных Владимиром Путиным и одобренных на общероссийском голосовании. Напомним, Госсовет Татарстана поддержал поправки в Конституции. Почти 80% избирателей региона также голосовали за эти изменения.
Согласно законопроекту, наименованием должности высшего должностного лица региона является «“глава” с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ». В проекте отмечается, что Конституцией или уставом региона «с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ может быть предусмотрено дополнительное наименование должности». Оно «может указываться в нормативных правовых актах субъекта», но «не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — президента РФ»,— сказано в законопроекте.
Среди других новелл — ограничение сроков полномочий глав регионов. Раньше они не могли замещать свою должность «более двух сроков подряд». Сам срок полномочий устанавливается ровно на пять лет (по действующему закону — «не более пяти лет»).
Также в документе говорится, что глава субъекта «осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов», «формирует региональное правительство и принимает решение о его отставке». Он «может быть отрешен от должности президентом РФ». В этом случае он не сможет вновь избираться на должность главы региона в течение пяти лет. Президент России также может применять к главе субъекта иные меры ответственности (например, предупреждение или выговор).
Предполагается, что законопроект вступит в силу поэтапно. Регионы должны унифицировать свое законодательство к началу 2023 года, говорится в документе.
Татарстан остается единственным субъектом РФ, где сохранился пост президента. Переименование высших должностей в регионах началось в 2010 году с подачи главы Чечни Рамзана Кадырова. Федеральным законом был установлен срок на изменение региональных конституций до 2015 года. Татарстан получил отсрочку до 2016 года, поскольку у республики был договор о разграничении полномочий с федеральным центром. Соглашение прекратило действие летом 2017 года. Но изменения в конституцию Татарстан не внес.
Должность президента Татарстана с 2010 года занимает Рустам Минниханов. Тогда его назначил парламент. В 2015 году Рустам Минниханов победил на выборах президента республики с результатом 94,4%. В 2020 году с 83,3% поддержки он был переизбран на третий срок, который по действующему закону для него считался вторым (самый первый срок «обнулился», поскольку ограничение двумя сроками появилось лишь в 2012 году). Ожидалось, что после 2025 года Рустам Минниханов уже не сможет вновь пойти на выборы.
Власти Татарстана всегда высказывались против переименования должности президента. «Слово "президент" не подлежит переводу ни на татарский, ни на русский языки. Вот где еще сила и авторитет. Людям нравится название высшего должностного лица нашей республики», — говорил экс-президент республики Минтимер Шаймиев. Господин Минниханов также говорил, что ему «нравится» слово «президент». А спикер Госсовета Фарид Мухаметшин отмечал, что закон, который обязал регионы к переименованию, принят «с превышением полномочий Госдумы».
В конце прошлого года в беседе с «Ъ-Казань» господин Мухаметшин подчеркивал, что республика хочет сохранить президентский пост и в дальнейшем. При этом он указывал, что принятые поправки в Конституцию России не содержат требования к наименованию органов власти регионов. «Вопрос по президентству нигде не рассматривается. Мы его инициировать сами не будем. Права субъектов остались не тронутыми в части названия высшего должностного лица», — говорил он «Ъ-Казань». В то же время Фарид Мухаметшин указывал, что парламент будет готовить изменения в Конституцию Татарстана в связи с обновлением Основного закона страны.
Госсовет Татарстана ожидаемо выступил против этого законопроекта. «Этот законопроект в корне влезает в полномочия субъектов РФ, нарушая действующие нормы российской Конституции. Нас заставляют нарушать нормы Конституции»,— заявил господин Мухаметшин на сессии Госсовета 25 октября. Депутаты региона единогласно голосовали против поддержки этого документа.
Они посчитали, что отдельные положения проекта «противоречат незыблемым основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства». В их числе положение об унификации высших должностей в регионах, а также право федерального центра участвовать в формировании органов госвласти в субъектах. При этом Рустам Минниханов публично по этому законопроекту не высказывался.
Уже ко второму чтению Татарстан объяснил, почему важно сохранить должность президента республики. «Должность президента Республики Татарстан появилась, в отличие от других субъектов, в один день с должностью президента РФ 12 июня 1991 года», — аргументировал эту поправку на заседании Госсовета глава его комитета по госстроительству Альберт Хабибуллин («Единая Россия»). Он подчеркнул, что эта должность была «учреждена народом Республики Татарстан до принятия действующей Конституции РФ» и в итоге стала «устоявшейся частью общественно-политического самосознания» жителей региона.
Любые другие наименования главы республики в прошлом «связаны исключительно с советской системой организации государства», поэтому установление иного названия «не будет учитывать сложившиеся исторические и национальные традиции республики», заверил господин Хабибуллин. Кроме того, президентский статус важен во внешнеэкономической деятельности, отметил Альберт Хабибуллин: «Инвесторам удобнее иметь дело с общепринятым и понятным институтом государственной власти — президентом республики».
При этом Россия «во все времена использовала татар для налаживания связей с тюркоязычным и арабо-мусульманским миром», и сохранение поста президента в регионе «объективно будет способствовать большему доверию» к России со стороны таких государств, добавил депутат.
В Татарстане также вспоминают слова президента Владимира Путина, который в 2014 году предлагал жителям Татарстана самим решать, «как назвать высшее должностное лицо». «Вы знаете, у нас ведь как в стране говорят: хоть горшком назовите, главное, чтобы в печку не ставили. Это действительно дело самого Татарстана, я не думаю, что это так чувствительно, что это заденет какие-то национальные чувства. Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?» — указывал также глава государства в 2015 году.
Госсовет республики подготовил ко второму чтению законопроекта 18 поправок. Депутаты республики предложили исключить из него норму, запрещающую субъектам иметь собственного президента. В пояснении к поправкам было сказано, что она «противоречит основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства». Вместо этого предлагалось, чтобы наименование главы субъекта РФ определялось его конституцией или уставом «с учетом волеизъявления народа».
Однако 9 ноября Госдума отклонила все основные поправки республики, согласившись лишь с тем, что регионы сами могут придумывать названия своих правительств (в Татарстане это кабинет министров). Также нижняя палата согласилась оставить прежний срок получения отзывов от регионов на федеральные законопроекты в 30 дней.
На думских сессиях депутаты от Татарстана оказались не такими активными. В частности, во втором чтении поправки республики должен был представлять Ильдар Гильмутдинов («Единая Россия»), однако он не стал добиваться того, чтобы предложения регионального парламента рассматривались отдельно.
Вместе с тем смог выступить Артем Прокофьев из фракции КПРФ. Он заявил, что законопроект устанавливает «элементы унитарного государства» и «не только регулирует, но и начинает формировать систему органов региональной власти». Также он предлагал исключить норму, которая запрещает использовать в названиях законодательных собраний в регионах словосочетания из наименований федеральных органов власти. В пример он привел шесть республик РФ, включая Татарстан, где парламенты именуются Государственным советом. «Мы зачем так ущемляем республики? Зачем переименовывать?» — возмущался он.
Надо сказать, что другие оппозиционные депутаты также фактически поддержали республику, выступив против законопроекта. Олег Михайлов из КПРФ (избирался по округу в Коми) назвал его «последним гвоздем в крышку гроба федерализма». А бывший мэр Якутска Сардана Авксентьева (фракция «Новые люди») сказала, что теперь «все будет решаться здесь, в Москве»: «Существующее историческое разнообразие мы хотим закатать под единый слой асфальта, чтобы все было одинаково и ровно».
Однако спикер Госдумы Вячеслав Володин настаивал, чтобы не было «параллельного института президентства».
В итоге против федерального законопроекта в первом чтении голосовали 66 депутатов Госдумы, а во втором уже 87. Но сторонников законопроекта в основном за счет депутатов «Единой России» оказалось больше (317 — в первом чтении и 332 — во втором).
Среди депутатов от Татарстана и в первом, и во втором чтении проект поддержали единороссы Олег Морозов, Максим Топилин, Елена Ямпольская, Руслан Гаджиев. Кроме того, за документ во втором чтении проголосовали Ильдар Гильмутдинов и Альфия Когогина (в первом чтении не голосовали), а также Айдар Метшин (в первом чтении был против). Господин Метшин заявил, что просто «ошибся» и нажал не на ту кнопку.
Против законопроекта голосовали единороссы Айрат Фаррахов, Татьяна Ларионова, Рустам Калимуллин, Марат Нуриев, также к ним присоединился во втором чтении Азат Ягафаров. Ожидаемо против выступил единственный представитель Татарстана из фракции КПРФ Артем Прокофьев. Два депутата от республики в голосовании во втором чтении не участвовали. Это единороссы Ирек Богуславский и Илья Вольфсон, который в первом чтении выступал против законопроекта.
Эксперты считают, что на этот раз Татарстану, вероятнее всего, придется исполнить требование закона, однако Рустам Минниханов сможет оставаться президентом как минимум до 2025 года, когда истекает текущий срок полномочий. Закон позволит ему и дальше управлять республикой, если он пойдет на выборы и выиграет их, но только уже как глава региона. «Это будет конец целой эпохи и подведение черты, когда Минниханов пойдет на выборы, но не в качестве кандидата в президенты Татарстана, а как кандидат на пост главы. Это будет символический момент», — считает политтехнолог Константин Калачев. Он полагает, что для республиканских элит «важно не столько сохранить должность президента, сколько сохранить статус-кво».
«Конечно, элиты Татарстана недовольны, что федеративное государство превращается в унитарное и центр забирает последние атрибуты суверенитета. Но главное для элит — это сохранить статус-кво: оставить Рустама Минниханова на следующий срок и не прервать преемственность власти в республике. Чтобы все осталось по-прежнему», — заключает господин Калачев.