Пандемия и вакцины: взгляд патентного поверенного
Приходится констатировать, что уходящий 2021 год также войдет в историю как год неустанной борьбы всего мира с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. Пережив почти два года пандемии, многие из нас уже адаптировались к новым условиям бытия. Однако большинство не теряет надежды вернуться к допандемийным реалиям, включающим личный формат общения и свободу передвижения. Очевидно, такие перспективы будущего откроются лишь при условии обеспечения безопасности здоровью граждан, в частности путем вакцинации населения.
Если обратиться к истории пандемий, то мы увидим, что в обозримом прошлом человечество не раз сталкивалось с таким явлением. Так, например, с конца ХIХ до середины ХХ века причиной эпидемий становились разновидности гриппа: русский, испанский, азиатский гонконгский. А такое инфекционное заболевание, как СПИД, и вовсе получило название «чума ХХ века». Пандемия имеет разные определения, но суть их сводится к тому, что это инфекция, поражающая большое количество людей, быстрое распространение которой происходит за пределы региона. И в каждом случае медицина ищет эффективные средства лечения болезни и превентивной защиты от нее в виде вакцины.
Механизм вакцинации заключается в ведении антигена, который, в идеале, обеспечивает долгосрочную защиту от соответствующего заболевания. Иными словами, антиген генерирует «клетки памяти», и в дальнейшем при взаимодействии организма с таким антигеном возникает сильный антительный ответ. Вакцин существует несколько типов: живой вирус, ослабленный, убитый вирус, то есть такой, который по-прежнему действует как антиген против данного заболевания, но к размножению уже не способен, вирусный вектор — такой, как аденовирусный, который лег в основу некоторых современных вакцин против коронавируса, и др.
Процесс разработки вакцины неразрывно связан с патентованием достигнутых результатов интеллектуальной деятельности. Однако патентно-статистические данные свидетельствуют о том, что разработка вакцин и их патентование не начинаются только лишь в моменты возникновения эпидемий. Такие исследовательские работы ведутся планомерно, в большинстве случаев созданию вакцины предшествуют годы разработок. Объектами патентования могут быть такие новые технические решения, как антиген (белок, ген, генетическая конструкция, вирусоподобная частица и т.д.), сама вакцина (композиция, состав и т.д., содержащие антиген), медицинское применение (способ лечения определенного заболевания), нуклеиновые кислоты, векторы, способ получения антигена, и, наконец, наборы.
Говоря о коронавирусе, интересно отметить, что до появления вируса COVID-19 уже существовало шесть известных коронавирусов человека. Первые четыре из них не рассматривались как опасные — они вызывали симптомы, похожие на простуду. И патенты, имеющие отношение к тем инфекциям, были направлены скорее на обнаружение таких коронавирусов. В качестве примера можно привести авторское свидетельство, выданное в 1980 году в Советском Союзе на штамм коронавируса, предназначенный для диагностики соответствующей инфекции. Однако ситуация кардинально изменилась, когда в 2002 году был обнаружен коронавирус, связанный с тяжелым острым респираторным синдромом, а затем в 2012 году при обнаружении вируса ближневосточного респираторного синдрома. Оба эти вируса оказались опасными, приводящими к высокой летальности. И тогда появились разные типы вакцин от SARS- и MERS-вирусов, впоследствии запатентованные, в частности Научно-исследовательским центром эпидемиологии и микробиологии имени Н.Ф. Гамалеи. Хотя на рынке так и не появились вакцины против SARS и MERS, их разработки помогли в начале 2020 года значительно ускорить процесс получения вакцин против COVID-19, запатентованных в России на сегодняшний день в достаточно большом количестве. Однако мониторинг зарубежных патентов не показал столь позитивных результатов. Возможно, по причине того, что процесс экспертизы заявок на изобретения еще не завершен в иностранных юрисдикциях. Как правило, процедура патентования занимает длительное время, что обусловлено особыми требованиями, предусмотренными тем или иным национальным режимом. В большинстве случаев без помощи профессионалов патентного дела не обойтись. Так, например, патентные поверенные нашей фирмы имеют обширный опыт патентования за рубежом и могут сразу — на этапе составления приоритетной заявки — дать квалифицированные рекомендации с учетом последующего зарубежного патентования.