Госдума одобрила налог автоматом
Поправки об экспериментальном режиме для малого бизнеса прошли первое чтение
Госдума одобрила вчера в первом чтении пакет законопроектов о новом автоматизированном налоговом режиме для малого бизнеса. В порядке пятилетнего эксперимента он будет запущен в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Уже с 1 июля 2022 года предприятия с персоналом до пяти человек и годовой выручкой до 60 млн руб. в обмен на некоторое повышение действующих ставок смогут полностью отказаться от сдачи налоговой отчетности — налоги им ФНС рассчитает сама. Депутаты такой путь «обеления» сектора поддержали, впрочем, ко второму чтению Минфин проекты обещает доработать — с учетом высказанных опасений по поводу рисков для региональных бюджетов и сомнений в практической реализации эксперимента.
Госдума в первом чтении одобрила три правительственных законопроекта, необходимых для запуска нового экспериментального налогового режима для малого бизнеса. С июля 2022 года автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) на добровольной основе будет доступна индивидуальным и микропредприятиям (до пяти сотрудников и до 60 млн руб. годового дохода) в четырех регионах — в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях.
Базовый законопроект — о проведении эксперимента до конца 2027 года — определяет порядок и условия применения налогового режима. Налоговая ставка составит 8% от доходов или 20% с доходов за вычетом расходов. Сейчас такой бизнес, как правило, использует упрощенную систему налогообложения и платит 6% и 15% соответственно (регионы могут снижать ставки).
В обмен на рост налоговой нагрузки микропредприятиям обещано снижение административной — рассчитывать налоги ФНС будет самостоятельно на основе данных контрольно-кассовой техники и операций по счетам в уполномоченных банках.
Как пояснил представлявший проекты в Госдуме заместитель главы Минфина Алексей Сазанов, также такие налогоплательщики будут освобождаться от уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.
Два проекта-спутника предусматривают поправки к Бюджетному и Налоговому кодексам. Первый вводит равное распределение (50% на 50%) между центром и регионами доходов, поступающих в рамках эксперимента. Второй предусматривает ответственность за налоговые нарушения для компаний-участников и уполномоченных банков — за нарушение порядка передачи сведений об их доходах и расходах. Штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 200 руб.
Госдума правительственный эксперимент поддержала, но указала на необходимость доработки проектов.
В частности, депутатов обеспокоил неурегулированный статус банков — в проектируемом режиме они де-факто станут налоговыми агентами во взаимоотношениях между ФНС и налогоплательщиками (в том числе им предстоит перечислять в бюджет налоги предприятий). Другая претензия связана с рисками потерь для региональных бюджетов. «Необходимо не допустить выпадающих доходов бюджетов субъектов, которые участвуют в эксперименте»,— отметила заместитель главы комитета Госдумы по бюджету и налогам Ольга Ануфриева. Минфин на это уже пообещал изменить распределение доходов от режима в пользу регионов (54% на 46%) ко второму чтению. Вопросы у комитета Госдумы по МСП вызвала практическая реализация эксперимента. «Не вполне ясно, каким образом налог по АУСН будет рассчитываться на практике, поскольку на один банковский счет могут приходить не только выручка, но и иные не облагаемые налогом поступления»,— указано в заключении комитета к проекту.
Депутаты согласились с тем, что задуманное обнуление страховых взносов позволит многим микропредприятиям отказаться от практики выплаты серых зарплат. Ранее эксперты также указывали на такой эффект, хотя и отмечали, что проект не обещает «ошеломляющей выгоды» бизнесу (см. “Ъ” от 19 ноября). Отметим, что рисков лишиться прав на пенсии из-за отсутствия взносов режим не создаст. Обещано, что выпадающие доходы фондов будут покрыты за счет самого налога при АУСН и трансфертов из федерального бюджета. Впрочем, возможные оценки, сколько средств на это потребуется, правительство не представило, на что в своем заключении и указали аудиторы Счетной палаты.