Дорога идет лесом
Жители Новороссийска собирают подписи для изменения проекта трассы вдоль Цемесской рощи
Большинство жителей Новороссийска поддерживают проект строительства федеральной дороги Цемдолина — ул. Портовая, заявили в мэрии, комментируя начавшийся в городе сбор подписей за корректировку дорожного проекта. Городские активисты протестуют против вырубки пяти гектаров древнего леса в пойме реки Цемес для прокладки автотрассы. Экологи признают, что дорога нужна, но строить ее необходимо подальше от памятника природы «Цемесская роща», выполняющего роль «легких Новороссийска» и имеющего статус ООПТ регионального значения. Строительство трассы оценивается в 19 млрд руб., она должна освободить улицы города от транзитного грузового транспорта.
В администрацию не поступало массовых жалоб от жителей города против строительства федеральной дороги Цемдолина — ул. Портовая, которое должно стартовать в 2022 году, сообщили «Ъ-Кубань» в пресс-службе мэрии Новороссийска. «Данный проект прошел экологическую экспертизу, и большинство жителей за то, чтобы автомобильная дорога проходила в границах Восточного района, что позволит перенаправить транзитные и грузовые потоки в обход города»,— отметили в мэрии.
Петицию в защиту особо охраняемой природной территории регионального значения (ООПТ) «Цемесская роща» от негативных последствий строительства автодороги Цемдолина — ул. Портовая разместил на платформе Change.org местный экоактивист Сергей Стряпухин. В настоящий момент ее подписали более 800 человек.
По словам Сергея Стряпухина, дорожный проект предполагает изъятие и вырубку 5 га леса в пойме правого берега реки Цемес, в результате чего памятник природы общей площадью более 120 га может быть уничтожен.
Автодорога Цемдолина — ул. Портовая спроектирована в рамках проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла», вошедшего в ФЦП «Развитие транспортной системы России». Ее протяженность составляет 12 км. Дорога берет начало от федеральной трассы в районе «Бауцентра», а заканчивается в районе транспортной развязки на Шесхарисе. Также планируется построить эстакаду вдоль Цемесской рощи, которая пересечет улицу Магистральную. Дорога должна обеспечить проезд грузового транспорта в обход улиц поселка Цемдолина и Новороссийска до территории морского порта.
О скором начале строительства автодороги объявил вице-губернатор Краснодарского края Александр Трембицкий в ходе прямой линии главы региона 1 декабря. Он также сообщил, что на строительство из федерального бюджета направят 19 млрд руб. Проект будет реализован в три этапа к 2024 году.
Сергей Стряпухин призывает перенести строительство трассы на левый берег реки Цемес, где располагается промзона, и вернуть в состав ООПТ изъятый участок леса.
Помимо петиции, экоактивист направил письмо президенту Российской академии наук (РАН) Александру Сергееву, в котором просит проверить материалы комплексного экологического обследования Цемесской рощи, которое выполнил в 2015 году НИИ прикладной и экспериментальной экологии Кубанского аграрного университета, тем самым обосновав корректировку границ ООПТ.
«В документе допускается возможность выделения части лесного массива с водными объектами общей площадью 4,89 га ООПТ, так как эта территория якобы прекратила свое существование в результате чрезвычайных событий, неблагоприятных антропогенных воздействий и ее восстановление невозможно. Данное положение является законным основанием для изменения границ памятника природы "Цемесская роща"»,— объясняет Сергей Стряпухин. Он добавляет, что с такими выводами не согласились члены комиссии по изучению и охране природных экосистем Западного Кавказа Новороссийского местного отделения Русского географического общества (РГО).
Как рассказал «Ъ-Кубань» руководитель комиссии Антон Попович, выяснилось, что разрешенные к изъятию 4,89 га — это абсолютно полноценный лес. Руководителю НИИ прикладной и экспериментальной экологии было направлено письмо с просьбой предоставить разъяснения, но ответ, по словам представителя РГО, не последовал.
По словам Антона Поповича, еще в 2018 году в ходе общественных обсуждений проекта строительства дороги Цемдолина — ул. Портовая был предложен вариант прохождения трассы через промзону (на левый берег реки Цемес). Однако собственники промышленных объектов на предложение экологов ответили отказом, в результате проект утвердили по правому берегу реки Старый Цемес.
«Я по-прежнему считаю, что Цемесскую рощу трогать нельзя, необходимо искать другой вариант строительства этой дороги. Мы не предлагаем отказаться от проекта, дорога нужна однозначно, чтобы разгрузить Мефодиевку, потому что жить там тяжело, грузовой поток идет через густонаселенный район. Но нужно все тщательно взвесить и рассчитать. Ведь трасса Цемдолина — ул. Портовая, с одной стороны, снимет нагрузку с Мефодиевки, с другой — увеличит грузопоток. А роща — это единственный зеленый фильтр Новороссийска, выполняющий роль легких города»,— заключает эколог.
В пресс-службе Кубанского государственного аграрного университета на запрос «Ъ-Кубань» по поводу претензий новороссийских активистов в настоящий момент не ответили.
Все важнейшие новости Кубани, Крыма и Адыгеи читайте в нашем Telegram-канале