За границами не видно леса
Экспорт сжался на треть с начала месяца
Закрытие погранпереходов в Китае и подготовка транспортной системы к изменению схемы перевозок необработанного леса из-за ограничений, вступающих в силу с нового года, уже заметно сказались на транспортировке таких грузов. Их отправка по железной дороге упала на 13,5% из-за экспорта, рухнувшего почти на 37%. Запреты на вывоз за рубеж кругляка коснулись в основном дальневосточных поставщиков, а крупнейшие игроки сектора, «Илим» и Segezha, пострадали от запрета ввоза в Китай неконтейнерных грузов.
Запреты, как уже ограничивающие вывоз из РФ лесных грузов, так и только вступающие в силу, уже негативно сказались на грузопотоке. Как рассказали “Ъ” в ОАО РЖД, за 19 дней декабря общая погрузка лесных грузов на сети снижается на 13,5% (погружено 1,8 млн тонн).
Их погрузка на экспорт сокращается на 36,8% (погружено 0,6 млн тонн).
При этом, отмечают в ОАО РЖД, объемы погрузки леса во внутреннем сообщении продолжают расти — на 5,1%, до 1,2 млн тонн.
Началось все с того, что ввоз всех грузов, кроме контейнерных, через погранпереходы Забайкальск—Маньчжурия и Гродеково—Суйфэньхэ 30 ноября запретил Китай (см. “Ъ” от 30 ноября). На границе образовался затор, ОАО РЖД занялось перенаправлением грузов. Через неделю запрет частично сняли, но тяжелая ситуация сохранилась: на 14 декабря на китайских погранпереходах простаивали 1,2 тыс. вагонов с лесными грузами.
Одновременно подошло время переориентации грузопотоков из-за вводимых с 1 января ограничений по экспорту леса.
Решение об остановке вывоза необработанного или грубо обработанного леса с 2022 года принял 30 сентября Владимир Путин по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса. Также с 1 января экспорт необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород (дуб, бук, ясень) будет осуществляться только через два железнодорожных пункта пропуска — Люття в Карелии и Хасан в Приморье.
В основном, отмечает источник “Ъ”, проблема остановившихся на границе грузов сейчас касается производителей Дальнего Востока, на которых приходился основной объем экспорта кругляка и слабо обработанных материалов. В компаниях поясняют, что накануне полного запрета экспорта они старались отправить в Китай максимальные объемы кругляка и другой продукции, на которую со следующего года вводится мораторий. Получить комментарий у дальневосточных поставщиков не удалось.
Крупнейших игроков сектора почти не коснулся российский запрет на вывоз кругляка, однако они пострадали от закрытия погранпереходов с китайской стороны.
Как сообщил “Ъ” глава группы «Илим» Захар Смушкин (см. интервью), из-за него на границе застряло около 30 тыс. тонн продукции компании. По словам господина Смушкина, «Илим» попросил Михаила Мишустина и руководство ОАО РЖД решать эту проблему комплексно. В частности, строить инфраструктуру, увеличивать пропускную способность железнодорожных погранпереходов, а также, возможно, проводить смену грузовых тележек вагонов, чтобы не перегружать вагоны на китайской стороне, и т. п.
Директор по логистике Segezha Group Андрей Юдин пояснил “Ъ”, что на протяжении всего года в компании видят, что сеть ОАО РЖД в направлении сухопутных пограничных переходов перегружена. «Ситуация усугубилась во второй половине года,— говорит он.— Заявки не согласовываются ОАО РЖД в полном объеме. В результате планы по выполнению контрактов рушатся. Приходится экстренно перекраивать логистику, нести дополнительные расходы на логистику». По словам топ-менеджера, сроки доставки также существенно выросли: «Если раньше мы могли доехать с Сегежи или Онеги до Китая за 30–35 суток, то сейчас срок доставки практически удвоился». В Архангельском ЦБК “Ъ” сообщили, что компанию ситуация с закрытием погранпереходов с Китаем не коснулась.
В агентстве WhatWood отмечают, что сложная ситуация на погранпереходах скажется на тысячах экспортеров, которые отправляют грузы в КНР сухопутным транспортом. Эксперты считают, что часть грузов ЛПК можно перенаправить морским путем, хотя это невозможно для сырых пиломатериалов, которые так не перевозят.