Две стороны одной Сирии
Россия разошлась с генсеком ООН во взглядах на гуманитарную помощь сирийцам
Россия недовольна тем, как члены Собвеза ООН помогают Сирии, хотя и отмечает прогресс на этом направлении. Механизм оказания гуманитарной помощи обсуждали на этой неделе в Нью-Йорке на заседании Совбеза ООН и на 17-й встрече по Сирии в «астанинском формате» в Нур-Султане. В скором времени в ООН предстоит дискуссия вокруг пролонгации резолюции о работе механизма, и Москва заранее предупредила, что автоматического продления не будет.
«Внешне все выглядит, конечно, замечательно, международное сообщество включилось активно в оказание поддержки сирийскому народу. Международные доноры демонстрируют готовность к реализации проектов раннего восстановления. Но если посмотрим внимательно, за последние полгода было сделано не так много, как хотелось бы»,— сказал во вторник журналистам в Нур-Султане спецпредставитель президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев. Он сделал это заявление на полях 17-й встречи на высоком уровне в «астанинском формате» (Россия, Турция, Иран, а также делегации сирийского правительства и оппозиции), комментируя представленный недавно доклад генсека ООН Антониу Гутерриша об оказании гуманитарной помощи сирийцам.
Напомним, что в июле после длительной дискуссии в Совете Безопасности ООН была принята резолюция 2585 по поводу механизма трансграничной гуманитарной помощи (ТГМ) Сирии на основе проекта, представленного вместе Россией и США. До этого момента Москва настаивала на прекращении работы ТГМ и закрытии КПП «Баб-эль-Хава» на границе между Сирией и Турцией в районе Идлиба. Россия считает, что вся гуманитарная помощь должна доставляться через Дамаск и линии соприкосновения сторон конфликта (кросс-лайн), а не через внешние границы в обход официального правительства Сирии. Согласно принятому документу, западные члены Совбеза признали необходимость кросс-лайна, а взамен Россия согласилась на полгода оставить открытым КПП «Баб-эль-Хава» с возможной пролонгацией еще на полгода после доклада генсека ООН по ситуации. Москва заранее предупредила, что автоматического продления резолюции не будет.
На прошлой неделе западные информагентства AFP и AP опубликовали выдержки из доклада генсека, который был в конфиденциальном порядке распространен среди членов Совбеза ООН. По словам господина Гутерриша, «несмотря на проблемы, гуманитарная помощь доставляется и услуги предоставляются на принципиальной и прозрачной основе по всей стране». Генсек ООН подчеркнул, что «был достигнут явный прогресс» в доставке помощи кросс-лайн, но этого недостаточно, чтобы заменить работу КПП «Баб-эль-Хава».
«Трансграничная операция остается важной частью гуманитарного реагирования и будет продолжаться до тех пор, пока потребности не могут быть удовлетворены в том же масштабе с помощью каких-либо других методов»,— говорится в докладе генсека.
В России все видится не столь однозначно. В понедельник в ходе заседания Совета Безопасности ООН по Сирии ситуацию прокомментировал первый заместитель постпреда РФ при ООН Дмитрий Полянский: «По нашей оценке, и ООН, и отдельные страны—члены совета могут и должны сделать больше для выполнения резолюции 2585».
Суть претензий российской стороны сводится к трем пунктам.
Первый: мониторинговая миссия ООН не может проследить за распределением гуманитарной помощи в Идлибе и ряде других районов, которые находятся вне контроля официального Дамаска. Дмитрий Полянский отметил, что «по вине боевиков продовольствие, доставленное в Сармаду (город в 6 км от границы с Турцией.— “Ъ”) из Алеппо еще в августе, начало распределяться только 16 декабря». «Не могу не выразить разочарование тем, что все это время вы, коллеги, не проронили ни слова осуждения, а терпеливо ожидали согласия террористов, чтобы продовольственная помощь попала в районы, не охваченные ТГМ. А как же проживающие там люди, для которых эта помощь критична? Их страдания вам безразличны?» — обратился представитель РФ к западным дипломатам.
Второй: за полгода в Идлиб въехало только два гуманитарных конвоя, направленных с контролируемых правительством Сирии территорий, вместо пяти согласованных. Это всего лишь 28 грузовиков. За это же время через «Баб-эль-Хаву» в Идлиб проехали 48 498 грузовиков из Турции. «И это свидетельствует не о безальтернативности трансграничного механизма, а о сопротивлении идлибских боевиков выполнению резолюции 2585»,— сказал Дмитрий Полянский. (Согласно докладу генсека ООН речь идет о 1020 грузовиках из Турции за время действия резолюции и 47 498 грузовиках с июля 2014 года по ноябрь 2021).
Третий: «критически мало» делается для реализации проектов в «области раннего восстановления» (создание первичных условий для обеспечения жизнедеятельности в разрушенных войной районах). В Москве сетуют на нехватку помощи доноров и западные санкции. В то же время Дмитрий Полянский назвал «шагом в правильном направлении» публикацию специального разъяснения Казначейства США о том, что рестрикции не распространяются на проекты по раннему восстановлению.
На проектах раннего восстановления сделал акцент и Александр Лаврентьев в Нур-Султане. По его словам, в этой сфере «есть много интересных задумок». Так что, судя по всему, Москва позволит продлить резолюцию, чтобы все задуманное можно было попытаться реализовать.
В отличие от гуманитарного направления ход политического урегулирования в Сирии не дает повода для оптимизма. Спецпосланник генсека ООН по Сирии Гейр Педерсен, выступая по видеосвязи на заседании Совбеза ООН в Нью-Йорке, назвал происходящее «стратегическим тупиком». По его словам, на протяжении 21 месяца не происходит изменений на линии фронта. «Это со всей ясностью показывает, что никто из имеющихся игроков или их объединений не может определить исход конфликта и что военное решение остается иллюзией»,— пояснил он. И добавил: «Настало время выяснить, может ли политический процесс существенно продвинуться вперед в 2022 году. Статус-кво таит в себе много опасностей». Господин Педерсен против обыкновения в Нур-Султан не приехал из-за ковидных ограничений, но в столице Казахстана были представители спецпосланника.
Как сказали “Ъ” источники в делегации ООН, многое в дискуссиях в Нур-Султане действительно вертится вокруг резолюции 2585.
Но, естественно, на двухдневной встрече в «астанинском формате» обсуждаются и другие традиционные вопросы: ситуация на земле, обмен пленными и, конечно, перспективы продолжения работы Конституционного комитета по Сирии, которую ведет Гейр Педерсен.