Пять веков, двадцать лет и один обед на улице Старых Гренадеров

Юрий Хнычкин о двадцатилетии музея Patek Philippe

В 2001 году в женевском районе Пленпале открылся Музей Patek Philippe. Это не обычный корпоративный музей, в который попадают только предметы собственного производства, а выдающееся ретроспективное собрание, отражающее к тому же интересы стоявшего у его истоков коллекционера.

Почетный президент Patek Philippe Филипп Стерн (слева) и действующий глава компании Тьерри Cтерн.

Почетный президент Patek Philippe Филипп Стерн (слева) и действующий глава компании Тьерри Cтерн.

Почетный президент Patek Philippe Филипп Стерн (слева) и действующий глава компании Тьерри Cтерн.

История музея неотделима от истории семьи Стерн, владеющей мануфактурой с начала 30-х годов прошлого века. Братья Жан и Шарль Стерны, производившие на семейном предприятии Fabrique de cadrans Stern Freres S. A. часовые циферблаты, близко к сердцу приняли проблемы своего партнера и покупателя — мануфактуры Patek, Philippe & Cie, лишившейся богатых покупателей в результате Великой депрессии в США. В 1932 году они выкупили бизнес, который с тех пор наследуется по мужской линии. Решающую роль в создании музея сыграл представитель третьего поколения семьи Филипп Стерн, возглавлявший компанию в 1993–2009 годах (ныне он передал бразды правления своему сыну Тьерри, а сам остается почетным президентом). Филипп начал собирать коллекцию задолго до открытия музея. Сначала он сосредоточился на редких и сложных часах производства своей мануфактуры, а в 1980-х годах расширил круг поисков, включив в него часы, оставившие свой след в истории часового дела с XVI века, а также произведения эмальерного искусства (недаром Стерны владели циферблатной фабрикой). Постепенно господин Стерн собрал одну из самых выдающихся коллекций часового искусства. Можно было подумать и о здании, которое должно было стать достойным вместилищем для исключительной коллекции.

Такое нашлось по адресу рю Вье-Гренадье (улица Старых Гренадеров), 7. Построенное в 1919–1920 годах в стиле ар-деко, оно на протяжении всей своей истории было занято часовщиками и ремесленниками. Компания Стернов приобрела его в 1975 году для подразделения Ateliers Reunis, производившего корпуса, браслеты и цепочки. В 1996 году производство переехало в новое помещение в женевском предместье План-ле-Уат, в результате чего здание опустело. Филипп решил, что он представит свою коллекцию именно здесь, недалеко от центра города. В период с 1999 по 2001 год дом был полностью отреставрирован с надстройкой дополнительного этажа. Жена Филиппа, Герди, создала потрясающий интерьер с использованием ценных пород древесины: эвкалипта и сикомора, сообщивший музею приватный характер частной резиденции. Так, в ноябре 2001 года коллекция была представлена в обстановке, достойной ее технической, художественной, эстетической, исторической и научной ценности.

С открытием музея у меня связано небольшое личное воспоминание. Дело в том, что автор был единственным из ныне здравствующих российских журналистов, приглашенным на церемонию. На многолюдном торжественном обеде по воле организаторов я был посажен на более чем почетное место, по левую руку от Филиппа Стерна (справа от него сидела, как и положено, его супруга). Будучи новичком в часовой сфере, я, конечно, не мог оценить выпавшую мне удачу и, боюсь, весь вечер донимал господина Стерна довольно поверхностными и наивными вопросами. Эх, молодость, молодость... Сейчас бы я с ним компетентно поговорил.

Впрочем, даже тогда я понял, что коллекция формирует полное и адекватное представление о развитии часового дела в течение пяти веков (это я уже как посетитель других часовых музеев со знанием дела подтверждаю). Состоящая примерно из 2,5 тыс. предметов, она разместилась на двух этажах: на втором — часы Patek Philippe, выпущенные с момента основания марки в 1839 году и до 2000 года (более современных нет), включая наиболее сложные и принадлежавшие историческим личностям: от королевы Виктории до маршала Тито, на третьем — старинные часы, музыкальные автоматоны и другие механические произведения допатековской эры. Самый ранний экспонат музея — карманные часы в виде барабана с одной часовой стрелкой, созданные между 1530 и 1540 годами. На первом этаже выставлены старинные станки и инструменты часовщиков и ювелиров. Здесь же находится открытая для обозрения реставрационная мастерская. Верхний, четвертый этаж отдан под библиотеку, в которой собрано более 8 тыс. томов по часовому делу, в том числе редчайшие публикации трудов Галилея, Ньютона и Гюйгенса.

За два прошедших десятилетия Музей Patek Philippe стал одной из самых заметных достопримечательностей Женевы. По случаю первого юбилея, случившегося в 2011 году, его создатель был удостоен специального приза жюри женевского Гран-при часового искусства — и это, честно признаться, более чем скромная оценка заслуг Филиппа Стерна. Несмотря на довольно сложный график работы (четыре часа по рабочим дням, кроме понедельника, и восемь часов — по субботам), за 20 лет музей посетили более 600 тыс. человек. Всячески рекомендую, тем более что плата за вход по нынешним временам — почти символическая: 10 франков, студентам — скидка, дети до 18 лет допускаются бесплатно. Главное — добраться до Женевы и совпасть с расписанием, которое можно найти на сайте музея.

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...