У Петра Порошенко покраснели линии
Экс-президент Украины готовится к решающему противостоянию с президентом Зеленским
Экс-президент Украины, лидер партии «Европейская солидарность» Петр Порошенко в четверг повторно не собирается являться на допрос для избрания ему меры пресечения по делу о госизмене и содействии терроризму путем организации поставок угля из непризнанных республик Донбасса. Его адвокаты и политические соратники развернули кампанию по дискредитации обвинения, называя его попыткой «уничтожить оппозицию». Сам же Петр Порошенко выступил с обращением из Варшавы, пообещав вернуться в Киев в первой половине января. Заявив, что власть «перешла красные линии», он предупредил, что за это «придется отвечать».
Повторная попытка вызвать Петра Порошенко на допрос в Государственное бюро расследований (ГБР) по делу о поставках угля на Украину из непризнанных республик Донбасса в 2014–2015 годах, в которых обвинение усматривает госизмену и содействие терроризму, обречена на провал, так же как и предыдущая попытка конца прошлой недели.
Подробности продолжения охоты украинской судебной власти на пятого президента страны, срочно улетевшего из Киева в минувшую пятницу и находящегося в Варшаве, раскрыл его адвокат Илья Новиков. «К дому Петра Порошенко приехала делегация из прокуратуры, поинтересовались у охранника, дома ли пятый президент, и засунули в щель калитки текст подписанного подозрения по делу о поставках угля из ДНР и повестку на допрос на 23 декабря»,— написал в понедельник в Facebook Илья Новиков.
В отсутствие Петра Порошенко господин Новиков и другие адвокаты стали главными украинскими хедлайнерами.
«Почему он должен был на него (допрос.— “Ъ”) пойти? Обе повестки — и та, которую пытались вручить в пятницу, и та, которую сегодня засунули ему в калитку, выписаны неправильно»,— недоумевал Илья Новиков в эфире телеканала «Первый», отвечая на вопрос, почему Петр Порошенко отказался явиться на допрос 23 декабря. «Не дайте под стук ножей и вилок украсть последнее, что осталось от независимости генпрокурора. Я настаиваю, что это дело — государственный переворот, это уничтожение как оппозиции, так и правоохранительной системы»,— заявил господин Новиков в тот же день на брифинге в Киеве.
«Мы обязательно все опубликуем, чтобы каждый мог насладиться и увидеть, что за этими обвинениями ничего не стоит»,— добавил второй адвокат Петра Порошенко Игорь Головань. По его словам, защита намерена обнародовать текст подозрения в государственной измене, чтоб все могли «насладиться фейковыми обвинениями».
Вместе с его адвокатами в круговую оборону ушли и ближайшие соратники Петра Порошенко.
Так, глава штаба партии «Европейская солидарность», бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Александр Турчинов отметил, что в 2014–2015 годы «ситуация была сверхсложной, было военное обострение, и в этих условиях руководство смогло обеспечить энергетическую безопасность».
Еще один соратник Петра Порошенко, бывший генпрокурор Юрий Луценко, прогнозирует дальнейшее развитие событий так: «Когда он вернется, его встретят в аэропорту автоматчики, потому что он якобы будет в украинском розыске. Автоматчики завезут его в СИЗО. Из СИЗО его отправят в суд, суд изберет ему меру пресечения, и потом СНБО примет решение конфисковать его активы». Впрочем, по словам господина Луценко, партия «Европейская солидарность» будет продолжать борьбу, даже если ей «перекрыть финансовый кислород» путем конфискации активов ее лидера. «"Евросолидарность" — партия идеологически мотивированных людей, которые и без финансирования организационной деятельности будут поддерживать курс Петра Порошенко»,— заявил Юрий Луценко. Он также выразил мнение о том, что дело против Петра Порошенко нанесет сильнейший удар по имиджу Украины. «Никто не захочет связываться со страной, в которой в отношении бывшего президента может быть такой правовой и политический беспредел»,— считает Юрий Луценко.
К рядам защитников Петра Порошенко по сути примкнул и политик из противоположного лагеря Ренат Кузьмин. Он депутат Верховной рады от «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука, экс-заместитель секретаря СНБО, а также бывший первый заместитель генпрокурора периода правления президента Виктора Януковича. Украинские политики Евромайдана 2014 года и те представители старой элиты, которые почти восемь лет назад были изгнаны из власти, неожиданно для себя оказались в одной лодке, учитывая, что по делу об «угольной госизмене» проходят и Петр Порошенко, и Виктор Медведчук.
«Ни Медведчук, ни Порошенко по этому делу не могут быть осуждены. Сама же суть предъявленных подозрений — это бред сумасшедшей сивой кобылы, просто юридический трэш. Ни один уважающий себя юрист под этим не подпишется. Чем все закончится? Дело против Медведчука и Порошенко будет прекращено, все причастные к его фабрикации сядут на скамью подсудимых»,— написал в Telegram Ренат Кузьмин.
Между тем сам Петр Порошенко намерен вскоре вернуться, причем в качестве триумфатора.
«Мне передают "приветы" из офиса президента о том, что они с пониманием отнесутся к тому, если бы я остался в Европе. Я хочу подчеркнуть, что не предоставляю им такого подарка и вернусь в Украину в первой половине января»,— заявил Петр Порошенко в своем видеообращении, размещенном в Facebook. Он назвал дело об угольной госизмене «переходом красных линий», за который «придется отвечать». «Мы поговорим, как только я вернусь, о госизмене и о содействии и финансировании терроризма. Кто является государственным изменником? Тот, кто вместе с украинскими вооруженными силами в 2014 году освободил две трети оккупированного Донбасса? Или тот, кто путем подписания документа о разведении сил отдал врагу нашу землю? Тот, кто отдал приказ и санкционировал десятки операций по ликвидации оккупантов и врагов Украины? Или тот, кто сливает Лукашенко и Путину спецоперации украинской разведки?» — призвал Петр Порошенко украинцев самостоятельно сопоставить то, чего добились на посту президента он и его преемник.
В свою очередь, в ГБР дают понять: решение о мере пресечения пока не принято. Как многозначительно заметил замначальника департамента по надзору за органами госбезопасности офиса генпрокурора Иван Кисилевич, на окончательный выбор меры пресечения «будет влиять много факторов».
Одним из таких факторов может стать реакция США и их европейских союзников, которые, судя по всему, не уверены в том, что это дело не имеет политической подоплеки. «Соединенные Штаты внимательно следят за делом против бывшего президента Порошенко. Очень важно, чтобы процесс и результат основывались на принципах верховенства права, а не на политических мотивах»,— говорится в сообщении посольства США в Киеве, размещенном в Twitter. Схожее предупреждение сделала глава британской дипмиссии Мелинда Симмонс.
Между тем президент Зеленский и его окружение демонстрируют готовность к решающему сражению со своим главным оппонентом и не намерены давать задний ход.
Комментируя подозрения в госизмене в отношении Петра Порошенко, премьер-министр Денис Шмыгаль в эфире программы «Свобода слова» на телеканале ICTV выразил уверенность, что все проходит в рамках закона. В свою очередь, Владимир Зеленский считает, что дело лидера «Европейской солидарности» не вызовет массовых протестов и не позволит раскачать ситуацию. «Я думаю, что поддержки этих процессов в обществе нет, и понятно почему. Оно так не выйдет — зарабатывать на том обществе, а потом чтобы это общество тебя поддерживало»,— заявил президент во вторник.