«Москва значительно опережает большинство европейских стран»
Мэр Сергей Собянин отчитался перед депутатами Мосгордумы
Мэр Москвы Сергей Собянин в среду выступил в Мосгордуме с ежегодным отчетом о деятельности городского правительства. В своем докладе он традиционно рассказал об успехах столицы в разных сферах — от борьбы с пандемией до строительства дорог и экологии. А некоторые волнующие москвичей проблемы, которые мэр не затронул, подняли оппозиционные депутаты. Их вопросы касались, например, масштабной реформы маршрутов автобусов, «тотальной слежки» при помощи системы видеонаблюдения, роста цен на продукты и действующего до сих пор запрета на проведение уличных политических акций. Господин Собянин на все заданные вопросы ответил, после чего депутаты проголосовали за принятие его отчета к сведению.
Отчет Сергея Собянина начался с самой актуальной темы последних двух лет — борьбы с коронавирусом. Москва, по оценке мэра, справляется с пандемией лучше многих других городов мира, городская экономика не свалилась в депрессию и застой. В столице продолжается реконструкция и оснащение поликлиник, рекордными объемами строится новое жилье, метро, благоустраиваются дворы и улучшается экология.
Из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки мэр уже второй год выступает перед Мосгордумой дистанционно, поэтому вероятность того, что кто-то из депутатов выкрикнет с места несогласованный вопрос (как это сделала в 2019 году «яблочница» Дарья Беседина), сведена к нулю. Но и среди заранее согласованных вопросов не обошлось без острых тем, которые градоначальник в своем докладе предпочел не затрагивать.
Так, лидер фракции КПРФ Николай Зубрилин напомнил Сергею Собянину, что в 2019 году тот счел правильной мерой закрытие больниц и сокращение коечного фонда, а в 2020-м это стало одной из причин локдауна. В связи с этим коммунист поинтересовался, продолжает ли мэр считать свое решение правильным и как сильно в городе сократился коечный фонд за 10 лет. «Больных лечат не койки, которые стоят в стационарах, а лечат их врачи, технологии, лекарства, оборудование,— парировал господин Собянин.— По количеству на миллион человек первоклассного тяжелого диагностического и хирургического оборудования Москва значительно опережает большинство европейских стран, и за эти годы количество стационарной помощи не уменьшилось, а увеличилось на 20%, а высокотехнологичная медицинская помощь увеличилась в пять раз». И даже по числу локдаунов Москва выглядит «кратно лучше» других городов Европы, которые месяцы «просидели в локдауне и комендантских часах», добавил градоначальник.
Второй вопрос Николая Зубрилина был посвящен резкому росту цен на товары первой необходимости и продукты, из-за которого городские социальные выплаты девальвировались, по оценке депутата, не менее чем на 20%, и их индексация на 4,8% в 2022 году выглядит недостаточной. «Рост цен волнует каждого москвича»,— согласился мэр, но тут же напомнил, что за последние несколько лет социальные пособия и льготы были увеличены в три-пять раз, а минимальная социальная пенсия — на 40%. И хотя такие затраты на социальные выплаты подавляющее большинство регионов просто не может себе позволить, власти Москвы и депутаты должны постоянно изыскивать возможности для их дальнейшего роста, подчеркнул Сергей Собянин.
Лидер фракции «Справедливая Россия» Магомет Яндиев затронул тему недавней реформы наземного транспорта. «Про новую нумерацию, новые маршруты никому не рассказали, и все это очень осложнило жизнь людей. Не было новых схем движения, доступных в общественных местах. Получается, что мы сами себе создали проблему возмущения и непонимания москвичей»,— поделился депутат настроениями горожан. Мэр возразил, что информирование велось через СМИ и интернет, и на момент запуска реформы о ней знали 80% пассажиров. «За последнюю неделю практически вообще нет жалоб на функционирование новой транспортной системы»,— отметил градоначальник, не исключив при этом ее дальнейшую «донастройку и корректировку» с учетом пожеланий москвичей.
Второй вопрос эсера касался опасений в обществе, что внедрение технологии распознавания лиц в городской системе видеонаблюдения создает риск организации тотального контроля за москвичами. «Она работает не для того, чтобы наблюдать за гражданами, а чтобы пресекать преступления и находить граждан, которые находятся в уголовном розыске»,— заверил господин Собянин. Он привел статистику, согласно которой с помощью этой системы задержаны уже около 7 тыс. человек, объявленных в розыск. Из подготовленной к отчету презентации следует, что на улицах, в школах, во дворах и подъездах жилых домов Москвы установлено свыше 205 тыс. камер; ведется и видеонаблюдение в общественном транспорте.
Последней вопросы задавала фракция «Яблоко». Ее лидер Максим Круглов, прежде чем задать вопрос, пожаловался на нехватку общения с градоначальником:
«Подобный формат нам не кажется совсем полноценным и адекватным, потому что многие депутаты ограничены в возможности задать вопросы и высказать свое мнение по содержанию вашего отчета. Короче говоря, есть определенный дефицит общения у депутатов с вами».
Один из вопросов «Яблока» касался сохраняющегося запрета на публичные политические мероприятия, в том числе и одиночные пикеты, в то время как разрешены футбольные матчи и концерты. «Конечно, как только представится такая возможность, мы обязательно отменим эти ограничения, но на сегодняшний день они необходимы»,— пообещал Сергей Собянин. Уличные акции практически невозможно контролировать, а культурные и спортивные мероприятия проводятся «с полным контролем лиц, которые туда проходят», объяснил он логику властей.
Регламент выступления мэра в Мосгордуме не предусматривает последующих комментариев от фракций и депутатов, им предлагается проголосовать за принятие заслушанного отчета к сведению. В итоге «за» проголосовали 28 из 45 депутатов, «против» — 14, включая фракцию КПРФ в полном составе. Трое из пяти «яблочников» — Евгений Бунимович, Максим Круглов и Владимир Рыжков — предпочли воздержаться.