Суд-суд, откройся
Журналисты оспорили запрет на допуск СМИ к судебным заседаниям
Группа журналистов пожаловалась в Преображенский суд Москвы на председателя Мосгорсуда Михаила Птицына: они оспаривают запрет на доступ в суд слушателей и представителей средств массовой информации. Уйдя в прошлом году на карантин в связи с пандемией коронавируса, столичные суды не спешат возвращаться к нормальному режиму работы, хотя остальные публичные места уже свободны для посещения, пусть и с оговорками. В Мосгорсуде с иском пока не ознакомились.
Сотрудники сетевого информационно-аналитического издания Sota.Vision подали административный иск к председателю Мосгорсуда Михаилу Птицыну. Они требуют признать незаконным введенный в связи с противоэпидемическими мерами запрет на доступ слушателей и представителей СМИ в здание Мосгорсуда. Об этом “Ъ” сообщил редактор Sota Алексей Обухов. Иск подан в Преображенский суд — по месту нахождения ответчика.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ «разбирательство дел во всех судах открытое», напоминают авторы иска, а «слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».
Однако на протяжении уже почти полутора лет доступ в здание Мосгорсуда и залы судебных заседаний для слушателей и представителей СМИ невозможен.
По мнению заявителей, это нарушает положения законов о СМИ и о судебной системе в Российской Федерации. По словам Алексея Обухова, его редакция направляла в Мосгорсуд запрос о разъяснении, на каком основании нарушаются принципы гласности и открытости судопроизводства. В своем ответе пресс-служба Мосгорсуда сослалась на указ мэра Москвы о введении режима повышенной готовности и письмо Судебного департамента при Верховном суде РФ, которое предписывает судам с 12 мая 2020 года возобновить работу в полном объеме, но с соблюдением санитарных требований. Однако, подчеркивается в иске, судебная власть самостоятельна и независима в реализации своих полномочий. Соответственно, указ мэра не должен оказывать влияние на судебную власть, в данном случае — на работу московских судов, считают заявители.
Пресс-секретарь Мосгорсуда Дмитрий Овешников сказал “Ъ”, что копия иска в суд пока не поступала. Он отметил, что, например, заседание по иску о ликвидации «Мемориала» (внесен Минюстом в реестр иностранных агентов), назначенное на 23 декабря, будет проходить открыто, и в аккредитации никому из журналистов не отказывали.
Российские суды ушли на карантин в марте 2020 года: в течение трех месяцев там рассматривали только неотложные дела, а часть процессов перевели в онлайн.
В мае 2020 года судебная система вернулась к обычному режиму работы, но во многих регионах сохранились ограничения на допуск посетителей в здания.
Так, в московские суды общей юрисдикции по общему правилу не пускают лиц, не участвующих в процессе, хотя в ряде случаев для представителей СМИ делались исключения (например, во время суда над оппозиционером Алексеем Навальным). Арбитражный суд Москвы ввел ограничение для участников и слушателей: в зале площадью до 50 кв. м могут находиться не более пяти человек. В Верховный суд допуск для представителей СМИ не ограничен, но нередко им приходится ограничиваться трансляцией из зала заседаний.
Весной 2021 года с коллективным обращением в адрес председателей московских судов выступили столичные юристы и адвокаты. Они обращали внимание на то, что существующий режим посещения судов ограничивает права граждан на своевременную квалифицированную юридическую помощь, а также право на доступ к информации о деятельности судов. Это тем более странно, что все остальные публичные места и мероприятия свободны для посещения полностью или с незначительными оговорками, недоумевали юристы.
Секретарь Союза журналистов России и один из авторов закона о СМИ Михаил Федотов говорит, что не видел самого иска, но по общему представлению требование журналистов выглядит вполне резонным: мэрия не может диктовать федеральным судам режим работы.
Кроме того, непонятно, почему ограничения распространяются именно на суд, в то время как в другие государственные учреждения журналистам вход не запрещен, отмечает эксперт. Возможен один из двух вариантов: либо вести судопроизводство в полном объеме, как положено по закону, с соблюдением противоэпидемических правил для всех, либо остановить его, считает господин Федотов. «По Конституции судебные процессы в российских судах проходят открыто и гласно,— напоминает он.— Конституцию отменить не могут ни мэрия, ни суд. Но, думаю, вопрос можно было бы решить в диалоге с помощью союзов журналистов России и Москвы».