Труба звонит долго и дорого
Средняя стоимость смартфонов в Сибири в 2021 году выросла почти на треть
В Сибири за 11 месяцев 2021 года было продано около 3,5 млн смартфонов на 70 млрд руб. Это меньше (на 9,5%), но дороже (на 18,6%), чем за тот же период годом ранее. Средняя стоимость мобильного телефона в этом году выросла на треть. Участники рынка объясняют это смещением спроса в более дорогой сегмент и ростом цен на устройства из-за дефицита комплектующих у производителей. Самыми популярными у сибиряков в 2021 году стали смартфоны брендов Samsung (30%) и Xiaomi (26%), но наибольшую выручку продавцам принес Apple (38%). Эксперты ожидают, что те же тренды сохранятся на сибирском рынке смартфонов, как минимум, всю первую половину года, а изменения будут зависеть от решения проблем с поставками устройств.
В регионах Сибирского федерального округа (СФО) с января по ноябрь 2021 года, по данным компании «Связной», было продано 3,5 млн смартфонов на 70,3 млрд руб. «В количестве рынок просел на 9,5%, зато в денежном выражении вырос на 18,6%. Средняя цена смартфонов увеличилась на 31%, до 20,3 тыс. руб.», — сообщил „Ъ-Сибирь” вице-президент по закупкам и развитию компании «Связной» Михаил Догадин. По его словам, ситуация на рынке смартфонов Сибири полностью повторяет общероссийскую тенденцию — смещения спроса в более дорогой сегмент и снижение объемов рынка. «Это обусловлено тем, что именно в текущем году рынок стал остро ощущать дефицит комплектующих, проблемы с логистикой и, соответственно, дефицит устройств. В 2020 году ситуация с наличием товара была лучше. К тому же на рынок смартфонов в 2020 году положительно повлиял тот факт, что люди стали массово переходить на удаленный режим работы и учебы и докупали недостающие гаджеты на семью, как правило, отдавая предпочтение дорогостоящим моделям», — считает господин Догадин.
Динамика продаж МТС соответствует средней по сибирскому рынку. По данным компании, в январе–ноябре 2021 года по сравнению с тем же периодом прошлого года продажи смартфонов в СФО в натуральном выражении снизились на 9%, а в денежном выросли на 14%. Средняя стоимость устройства увеличилась на 25% (до 19 884 руб.) «Мы видим, что меняется потребительское поведение: пользователи стали более осознанно покупать гаджеты на более долгий срок эксплуатации, что привело к снижению количества купленных устройств. При этом спрос жителей СФО перемещается в сторону более дорогих и качественных моделей — продажи смартфонов дороже 50 тыс. руб. за год выросли в полтора раза. В том числе поэтому растет рынок в денежном выражении и увеличивается средняя стоимость», — объяснили тренд в пресс-службе МТС.
Наибольший рост в натуральном выражении у МТС показал бренд Realme — в 2,6 раза по сравнению с 2020 годом. При этом в компании пояснили, что смартфоны компании недавно появились на российском рынке, и рост идет от низкой базы. Спрос на устройства Xiaomi в 2021 году увеличился на 40%, Apple — на 24%, Samsung — на 6%. Продажи смартфонов Huawei и Honor упали на 72% и 82% соответственно, добавили в МТС. В результате больше всего (в штуках) в 2021 году компания продала смартфонов под брендами Samsung (29,1% от общего количества проданных устройств), Xiaomi вместе с Poco (27,7%), Apple (11,2%). На устройства Realme и Honor приходится соответственно 5,6% и 5%.
«Продажи смартфонов в штуках в нашей розничной сети в этом году соответствуют общероссийским тенденциям, — комментирует директор «Мегафон ритейл» в Сибири Сергей Якунов. — В денежном выражении реализация гаджетов увеличилась за 11 месяцев на 15%, по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Это связано в первую очередь с повышением на 38% средней цены устройства, которая составила 15 551 руб.». Лидером продаж у «Мегафона» в количественном исчислении стал Samsung (37% от общего объема проданных смартфонов), на втором месте — Xiaomi (31%). Тройку замыкает новый для розничной сети — Realme (9%). Смартфоны Honor, в прошлом году занимавшие в рейтинге второе место, не попали в топ-3, поскольку из-за перепродажи бренда новые устройства появились в сети «Мегафон ритейл» только в ноябре, отмечают в компании. «При этом Honor 50 и Honor 50 Lite пользуются большим спросом, так что возвращение производителя на полки салонов позволит перераспределить доли продаж смартфонов в 2022 году», — считает господин Якунов.
По продажам в денежном эквиваленте первенство у «Мегафона» сохранил Samsung (с долей 36%), на второе место вышли смартфоны Apple (29%), с достаточно серьезным отрывом опередив Xiaomi (21%). По мнению представителя «Мегафона», это связано с ростом спроса на гаджеты более высокого ценового сегмента.
Согласно статистике «Связного» в целом по сибирскому рынку, самыми популярными брендами среди сибиряков в 2021 году стали Samsung (30%), Xiaomi (26%), Apple (12%), Realme (6%), Honor (5,3%). По выручке лидерами продаж стали Apple (38%), Samsung (28%), Xiaomi (17%), Honor (3,5%) и Realme (3,3%).
МТС ожидает продолжения тренда на увеличение спроса на дорогие модели смартфонов и в 2022 году. Представитель «Мегафона» прогнозирует, что сохранится не только покупательское предпочтение, но и рост средней цены устройства. «На постепенное восстановление рынка смартфонов прежде всего повлияет стабилизация ситуации с дефицитами и поставками на глобальном уровне», — считает господин Догадин.
Глава TMT Consulting Константин Анкилов объясняет спад продаж смартфонов в Сибири в штуках большими продажами 2020 года, когда возросла роль смартфонов как средства общения и развлечения. Причем, добавляет эксперт, покупались довольно дорогие устройства с намерением пользоваться ими более года. «Рост в деньгах связан с тем же трендом — пусть устройства стали покупать меньше, но предпочтение теперь чаще отдается дорогим моделям, приобретаемым надолго», — отмечает господин Анкилов. По его мнению, в 2022 году можно ожидать сохранение этих же тенденций, чему будут также способствовать программы скидок и рассрочек.
Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков отмечает, что тенденция, которая есть в СФО, идет и по России в целом: «Штуки проседают, деньги растут». По его словам, люди стараются купить себе более дорогой смартфон с лучшими техническими характеристиками, пусть и по кредитным программам, но который прослужит дольше. «Учитывая, что курс рубля непонятен, поставки комплектующих и самих смартфонов сейчас находятся под определенным грузом из-за их нехватки, люди стараются обезопасить себя на ближайшие несколько лет. Что касается 2022 года, первая половина точно пройдет таким же образом, а дальше все будет решаться в зависимости от разруливания ситуации с поставками смартфонов и нехваткой комплектующих», — считает эксперт.