ОСАГО подводят к реформе
Как рост выплат пострадавшим в ДТП отразится на цене полиса
«Автогражданка» в новом году может подорожать. К такому выводу пришли опрошенные “Ъ FM” эксперты и участники рынка. Цены на полисы рискуют вырасти из-за планов Минфина реформировать ОСАГО. По данным «Ведомостей», министерство предлагает в четыре раза поднять лимит компенсации пострадавшим в ДТП, а также запретить страховым компаниям учитывать износ пострадавшего автомобиля при расчете выплаты на ремонт. Сколько придется заплатить за полис с учетом изменений? Выяснял Владимир Расулов.
Реформа ОСАГО стартовала в России в 2019 году. В начале 2021-го страховщики стали применять к нарушителям ПДД повышающие коэффициенты при расчете базового тарифа, а с августа в стране отменили обязательный техосмотр для получения полиса. Еще одну порцию нововведений, но уже в 2022-м, анонсировал Минфин. Он предложил поднять лимит выплат за ущерб жизни и здоровью до 2 млн руб.
Сейчас пострадавшие после ДТП могут рассчитывать максимум на 0,5 млн руб. При этом россияне ежегодно платят за полис ОСАГО в среднем 5,5 тыс. руб., говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. По его словам, после нововведения страховка может стать дороже на 25-30%, но не одинаково для всех автомобилистов:
«Взнос по ОСАГО увеличится примерно на 1,5-2 тыс. руб. Но в первую очередь для молодых и неопытных водителей, а также для владельцев мощных гоночных машин. Это такие случаи, которые страховщики считают наиболее аварийными. Для опытных автомобилистов, если цена и вырастет, то, может быть, на 500 руб. или 1 тыс. руб. в год».
Минфин, помимо повышенных лимитов для участников ДТП, также предлагает запретить страховым компаниям учитывать износ пострадавшего автомобиля при расчете суммы ремонта. Сейчас страховщики могут выплатить автовладельцам возмещение либо обеспечить восстановление поврежденной машины.
Если же компаниям запретят учитывать возраст авто, это сильнее потянет вверх цены на ОСАГО, чем новые лимиты, считает заместитель гендиректора страхового общества «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов: «Страховщик обязан возместить реально понесенный ущерб и помочь восстановить ваше имущество до того состояния, в каком оно находилось на момент страхового случая. Так, если у вас старое авто, то оно должно оставаться старым. Полис будет дорожать. Понятно, что это будут десятки процентов. На сколько именно поднимутся цены? Пока точного заключения эксперты не дали. Может быть, это будет как-то вводиться поэтапно».
По данным Центробанка, за девять месяцев этого года компенсации по жизни и здоровью составили всего 5% от общей суммы страховых выплат по ОСАГО. Но если новые лимиты не сильно ударят по страховщикам, то запрет учитывать износ пострадавшего автомобиля при расчете выплаты окажется ощутимым. И в итоге полисы могут подорожать в разы, полагает юрист в сфере автострахования Илья Афанасьев:
«Почему-то у нас законодательно закреплена дискриминация, то есть страховые компании имеют право платить с учетом износа, а физические лица, которые являются виновниками ДТП, обязаны выплачивать ущерб без его учета. Полис подорожает, наверное, раза в два. Автопарк, по официальной статистике, за год постарел на 13%. А страховщики могут до 50% с помощью износа срезать. Почему бы не увеличить стоимость полиса в два раза?».
Полисы ОСАГО тем временем приносят страховым компаниям немалый доход. Как посчитали в Центробанке, за три квартала этого года они собрали по «автогражданке» на 5% больше, чем за тот же период 2020-го, почти 172 млрд руб. Выросли на 9% и общие выплаты по договорам, до 111 с лишним млрд.
Как именно изменятся эти показатели и тарифы ОСАГО с учетом предложений Минфина, пока вопрос открытый. Как заявили в ЦБ, регулятору и участникам рынка только предстоит провести все необходимые расчеты.