Депутаты хотят поправить
Госсовет Удмуртии предложил внести изменения в Бюджетный кодекс РФ ради увеличения дотаций региону
Депутаты госсовета Удмуртии намерены выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ. Парламентариев не устраивает существующая ситуация, когда 75% собранных на территории налогов уходит в федеральный бюджет, при этом достаточного объема дотаций для развития регион не получает. Депутаты планируют доработать законопроект, который пытались провести через Госдуму еще в 2016 году. Эксперты полагают, что в одиночку региону будет сложно отстаивать свои интересы, и необходимо вовлекаться в начатую работу на федеральном уровне по обновлению Бюджетного кодекса.
На сессии госсовета Удмуртии после ежегодного доклада главы региона Александра Бречалова о положении в республике спикер парламента Владимир Невоструев предложил вернуться к теме, которую он поднял на заседании на прошлой неделе. Спикер напомнил о проблеме распределения налогов и бюджетных доходов по уровням бюджетов. «Задачи, которые поставлены в докладе главы, — поистине грандиозные, и сделать планируется очень много. И мы сделали бы еще больше, если бы увеличилось финансирование региона»,— сказал господин Невоструев и предоставил слово председателю постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам Владимиру Паршину.
Комиссия проанализировала все изменения в части распределения налоговых доходов, которые собираются на территории Удмуртии.
«Если в 2016 году доля собранных налогов, которая оставалась на развитие Удмуртии, составляла 34%, то в 2021 году она составляет 25%. По уровню бюджетной обеспеченности мы, как и в 2016 году, так и сейчас — вторые с конца. Этот показатель снизился еще на 10%. Несмотря на рост промышленности, сельского хозяйства, налоговой базы в целом инвестиционный потенциал республики ограничен»,— рассказал господин Паршин.
По его словам, после рассмотрения этого вопроса на заседании фракции «Единая Россия», было принято решение выйти в Госдуму с законодательной инициативой о внесении изменений в Бюджетный кодекс страны. Конкретные предложения по поправкам озвучены на сессии не были. Владимир Невоструев отметил, что госсовет уже выходил с подобной инициативой, проект закона получил одобрение в Совете федерации в 2016 году, однако в итоге рассмотрен не был. Документ сейчас хотят доработать вместе с депутатами Госдумы от Удмуртии.
Глава Удмуртии в целом поддержал инициативу депутатов, хотя поспешил указать, что республика получает серьезные средства в виде субвенций и субсидий, в частности на реализацию нацпроектов. Всего регион в этом году получил более 36 млрд руб. из федерального бюджета.
За 11 месяцев 2021 года в консолидированный бюджет РФ из Удмуртии поступило 268 млрд руб., из них зачислено в федеральный бюджет 200 млрд руб. (75%), что почти в два раза больше, чем в 2020 году. Рост поступлений произошел в первую очередь по НДС и НДПИ.
«Люди, которые создают эти налоги, тоже рассчитывают на повышение качества жизни»,— отметил глава региона. Он добавил, что в правительстве РФ понимают «значимость таких регионов, которые готовы интенсивно развиваться, с другой стороны — решения принимаются очень сложно и медленно, и к концу года мы вынуждены решать вопросы, связанные с недофинансированием».
Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» ИжГТУ, депутат госсовета Удмуртии Софья Широбокова вспоминает, что в 2016 году власти республики «остановились в одном шаге от решения вопроса». На тот момент она возглавляла постоянную комиссию по бюджету. «Мы — госсовет, правительство республики (минфин) провели огромную работу с федеральным правительством, получили поддержку председателей профильных комитетов Госдумы и Совета федерации, лично председателя СФ Валентины Матвиенко, от сенаторов, представлявших регионы ПФО с схожей структурой экономики. Следующим этапом должно было стать обсуждение на совете Госдумы. Нужно было получить положительную реакцию 30 регионов, но было много отрицательных заключений. А нас всего 12 субъектов, которые перечисляют в федеральный бюджет больше налогов, чем остается в регионе. Грустный для нас итог — наша законодательная инициатива была отклонена»,— рассказала Софья Широбокова.
По ее словам, тогда им подсказали, что необходимо на федеральном уровне менять методику распределения дотаций из федерального бюджета в казну субъектов РФ, которые имеют коэффициент меньше 1,0 (в Удмуртии он 0,7). В этом была поддержка со стороны Минфина РФ. Однако в 2017 году со сменой команды правительства республики этим путем в Удмуртии решили не идти. Эксперт считает, что сейчас реальнее продвигать проект программы индивидуального развития республики, который в январе 2021 года президенту Владимиру Путину представил Александр Бречалов. Он предполагает создание инвестиционного фонда, для финансирования 51 проекта предприятий республики, занимающихся собственным развитием. Как считают в правительстве республики, это позволит в конечном счете увеличить объемы производимой продукции, что вылилось бы в рост налоговых поступлений и ухода от дефицитного бюджета. «Я думаю, в первую очередь, действовать нужно именно через экономическую программу. Пройти процесс изменений Бюджетного кодекса нам в одиночку будет сложно, тем более, что сейчас собирают предложения по его реформированию. Нам нужно госсовету совместно с правительством создать рабочую группу со всеми субъектами РФ с аналогичной структурой межбюджетных отношений (а их осталось сейчас всего 10) и выходить с общей законодательной инициативой в Бюджетный кодекс. Россия не будет сильной в финансовом плане державой, если будут слабыми регионы. Использовать необходимо здесь и возможности наших сенаторов и депутатов Госдумы»,— считает Софья Широбокова.