Осужденным оказалось не на что жаловаться
Более 300 саратовских заключенных передумали писать заявления по делу о пытках
Ранее объявившие о намерении писать заявления о применении к ним пыток более 300 заключенных саратовской исправительной колонии № 13 от своей идеи отказались. Об этом „Ъ“ сообщила адвокат Снежана Мунтян, занимающаяся защитой прав осужденных в саратовских колониях. По ее словам, такое происходит после бесед заключенных с сотрудниками исправительного учреждения, при этом физическое насилие к осужденным не применяется, речь идет только о моральном давлении. Со слов адвоката, пока по делу об издевательствах признаны потерпевшими более сотни человек, но их число может увеличиться.
Свыше 300 осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК13 УФСИН России по Саратовской области, не стали писать заявления о применении к ним пыток после бесед с сотрудниками администрации колонии, сообщила «Ъ» адвокат заключенных Снежана Мунтян. По ее словам, некоторые заключенные заявляют, что на осужденных оказывают давление. Сейчас на том, что к ним применялись пытки, настаивают более сотни человек. Речь идет об издевательствах, имевших место в этом и прошлом годах.
«Во время последнего разговора с представителем Следственного комитета мне сказали, что официально признаны потерпевшими 104 человека. Это случаи и насилия, и избиения, и вымогательства. Но, как объяснил тот же следователь, цифра может меняться каждый день, потому что постоянно ведутся следственные действия, и число потерпевших увеличивается»,— отметила адвокат. По ее словам, сейчас никаких насильственных действий в отношении осужденных не предпринимается, речь может идти о моральном давлении.
«Один из моих подзащитных, уже признанный потерпевшим по уголовному делу, сразу после следственных действий был помещен в штрафной изолятор, где содержится уже почти месяц. Он также расценивает это как давление»,— отметила Снежана Мунтян.
Ранее госпожа Мунтян говорила, что, по ее данным, было написано более 400 жалоб о насилии и избиениях в исправительной колонии № 13. В Общественной наблюдательной комиссии региона говорили, что в ОНК поступило 195 жалоб от осужденных, находящихся в ИК13.
В региональном УФСИН отказ осужденных от написания заявлений не комментируют.
В ноябре следственное управление СКР по Саратовской области возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 321 УК РФ (угроза применения насилия в отношении осужденного из мести за оказанное им содействие администрации учреждения) в отношении пяти осужденных. По версии следствия, они, находясь у ограждения территории отряда, «высказали угрозу применения насилия в адрес осужденных, содержащихся в данном отряде, из мести за сотрудничество последних с администрацией учреждения».
Попытка бунта в колонии произошла на фоне проверок, которые проводила в исправительных учреждениях Саратовской области ФСИН России. В течение нескольких дней бунтовали осужденные в ИК7, ИК2. Уголовное дело возбуждено по ч. 2 ст. 321 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении сотрудника места лишения свободы в связи с осуществлением им служебной деятельности). В ИК746летний осужденный ударил кулаком в грудь проверяющего — сотрудника ФСИН России, а затем попытался ударить еще раз. Дело возбудили по ч. 2 ст. 321 УК РФ.
Комиссия ФСИН России была направлена в Саратовскую область в начале октября, когда стало известно о случаях пыток и изнасилований в областной туберкулезной больнице № 1 УФСИН по региону. Видеозаписи издевательств над осужденными распространил правозащитный проект Gulagu.net. СКР сначала возбудил пять уголовных дел. Недавно генеральный прокурор РФ Игорь Краснов сообщил, что число дел выросло до 12. Было уволено руководство ОТБ1, отправлен в отставку глава управления Алексей Федотов. Врио начальника управления ФСИН по Саратовской области Антон Ефаркин, изначально направленный в регион во главе ведомственной комиссии, сообщил, что из управления уволены 18 сотрудников.
Бывшего начальника ОТБ1 Павла Гаценко и экс-начальника отдела безопасности этого же учреждения УФСИН по Саратовской области Сергея Мальцева обвинили в организации насильственных действий сексуального характера (ч. 3 ст. 33 и п. «а» ч. 2 ст. 132 УК РФ). Гаценко и Мальцев были заключены под стражу. Вину руководители ОТБ1 не признали и попытались обжаловать меру пресечения. 21 декабря Саратовский областной суд отказал им в удовлетворении жалоб и оставил сотрудников УФСИН под стражей до 25 января 2022 года. Защита руководителей ОТБ1 дело не комментирует, ссылаясь на подписку о неразглашении материалов следствия.