По избранным местам
Александра Мерцалова о господдержке внутреннего туризма
На фоне сохраняющихся ограничений передвижения граждан, на внутренний туризм возник небывалый за всю историю отрасли спрос. Власти решили не упускать открывшиеся возможности и пообещали оказать отрасли поддержку, которая позволила бы России встать в один ряд с ведущими туристическими странами. Вот только в условиях сохраняющейся неопределенности проекты, которые обещают профинансировать кураторы туриндустрии, рискуют повторить судьбу олимпийских объектов в Сочи, опасается корреспондент отдела потребительского рынка Александра Мерцалова.
Туризму, смерть которого участники рынка предрекали с начала пандемии, как и многим другим сферам, удалось избежать фатальных последствий. Более того, внутренний туризм получил новых состоятельных клиентов из числа тех россиян, которые до кризиса выбирали отдых за границей. По оценкам «СберИндекса», в январе—сентябре на поездки по стране граждане потратили рекордные 3,12 трлн руб.— почти на 40% больше, чем в тот же период до пандемии.
Одними из выгодоприобретателей стали отельеры, работающие в курортных и популярных у туристов регионах. Только за первые девять месяцев гостиницы заработали почти 450 млрд руб., чего не бывало даже в «мирное» время. Больше всего, 125 млрд руб., досталось отелям Краснодарского края: это вдвое выше оборота всех гостиниц Москвы. Поднять выручку относительно докризисных значений удалось также отелям Крыма, Сибири, Дальнего Востока и Сахалина.
Удачный момент повышенного интереса к внутренним туристическим направлениям власти решили не упускать, ускорив рост рынка дополнительными стимулами. А точнее — с помощью точечной господдержки. Ее основными бенефициарами стали крупные отели, получившие льготные кредиты под 3–5% на строительство и реконструкцию объектов вместимостью от 200 номеров. Формально логика заключалась в том, чтобы поддержать сейчас масштабные проекты, которые в перспективе смогут получить круглогодичный спрос, решив главную проблему отечественных курортов — сезонность.
Сама по себе мера адекватная: именно займов по выгодным ставкам гостиницы добивались много лет. Да и суммы серьезные: только первые 38 объектов, по словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, власти планировали поддержать на 200 млрд руб., из которых 140 млрд руб.— как раз льготные кредиты.
Вопросы вызывает выбор объектов для господдержки.
Например, ее получила Mantera семьи экс-губернатора Краснодарского края Александра Ткачева на строительство премиального апарт-комплекса с гостиницей в Сочи. На рынке проект позиционируется как самый дорогой за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Но вот сохранится ли после открытия границ интерес отечественных «ультрахайнетов» (ultra high net worth individuals — те, чье состояние превышает 2 млрд руб.) к отдыху в Сочи?
Еще один поддержанный проект — новый горнолыжный курорт «Три вулкана» на Камчатке. Места вокруг красивые, и интерес к региону есть, но вот только за первые девять месяцев года туристы провели в гостиницах полуострова всего 400 тыс. ночей. Это 0,2% от общего объема текущего спроса, а учитывая продолжительность и стоимость перелета из Москвы и других крупнейших городов, далеко не факт, что интерес к «Трем вулканам» вырастет.
Попытка властей запустить поддержку внутреннего туризма сразу с крупных и дорогих проектов напоминает историю с подготовкой Сочи к Олимпиаде 2014 года. Сами по себе игры оказались вполне успешным массовым зрелищным и спортивным мероприятием, а нынешнее руководство отрасли прошло именно «олимпийскую школу»: Дмитрий Чернышенко возглавлял оргкомитет, гендиректор госкомпании «Туризм.РФ» Сергей Суханов был вице-мэром Сочи, глава Ростуризма Зарина Догузова, работая в администрации президента, занималась информационным сопровождением. Но назвать проект экономически успешным сложно: построенная туристическая инфраструктура до сих пор тяжелым бременем висит на владельцах и кредиторах.
И если Олимпиада — исключительное событие, ради которого власти были готовы пожертвовать многим, то обновление туристической инфраструктуры страны — процесс скорее рутинный, где залихватские проекты и серьезные финансовые риски могут оказаться, мягко говоря, не уместны. Логичнее было бы направить господдержку на создание инфраструктуры для более надежного и предсказуемого массового туризма. Но какой русский не любит быстрой езды.