Как интернет вещей меняет бизнес
Одним из главных трендов телеком-рынка в 2021 году стало бурное развитие сервисов, связанных с IoT и Big Data
С развитием цифровых технологий постоянно расширяется и спектр возможностей, которые телеком-операторы могут предложить бизнесу. Причем если раньше основным трендом было M2M («от устройства к устройству»), которое активно применяют в сельском хозяйстве, ЖКХ и других отраслях, то сегодня это уже обыденность, и без него не обходится практически ни одно предприятие.
Новый тренд — создание комплексных систем на базе интернета вещей, на самом глобальном уровне. Речь уже идет не про отдельные устройства, способные передавать какую-то информацию, а про целые стратегии, целью которых является существенная оптимизация издержек и автоматизация процессов. Подобные решения используют целые заводы и даже отрасли.
В долгосрочной перспективе эффективнее окажутся те, кто вкладывал деньги в IoT
Кто быстрее, тот и выиграл
По прогнозу J’son & Partners Consulting, к 2025 году количество устройств интернета вещей в России вырастет вдвое. А объем рынка IoT и М2М в денежном выражении достигнет 86 млрд руб. При этом, по мнению аналитиков, основной доход операторы будут получать уже не от услуг по передаче данных, а благодаря облачным сервисам.
В отчете IDC Russia Internet-of-Things Market Forecast указано, что в 2020 году внедрение сервисов IoT в стране замедлилось, поскольку бизнес направлял средства на решение других задач. Однако в долгосрочной перспективе эффективнее окажутся те компании и предприятия, которые вкладывали деньги именно в это направление.
— Компании, которые продолжили уже начатые инициативы или смогли запустить проекты в нестабильной рабочей ситуации, получили видимое преимущество в операционных процессах, благодаря анализу данных от решений интернета вещей и сокращая зависимость от человеческих ресурсов,— говорится в исследовании.
В 2021 году рынок IoT ускорился, и аналитики IDC ожидают темп роста на 16,8% в ближайшие четыре года. Для Краснодарского края это особенно важно, поскольку среди отраслей, в которых наиболее активно внедряются IoT-решения, называют строительство и ритейл — сферы, традиционно сильные на Кубани.
Бизнес как на ладони
К примеру, базирующаяся в регионе розничная сеть «Магнит» недавно начала тестировать интеллектуальные весы самообслуживания, способные распознавать продукт по внешнему виду и экономить время покупателей. И речь идет не про отдельные устройства, а про создание целой системы. Ведь для обработки информации изображение с камер весов отправляется на сервер распознавания со специально настроенной нейросетью.
В строительство цифровизация пришла с опозданием, притом что эта отрасль является одной из крупнейших по объему генерируемых данных. Интернет вещей позволяет использовать их и вести контроль в реальном времени. Что значительно ускоряет принятие решения и сводит к минимуму неоправданные издержки. Для девелоперов Краснодарского края это очень актуально, поскольку зачастую они одновременно возводят очень большие объемы жилья. А, как мы уже говорили ранее, в крупных масштабах IoT показывает особенно впечатляющие результаты.
Речь идет не про отдельные устройства, способные передавать какую-то информацию, а про целые стратегии, целью которых является существенная оптимизация издержек
«Мы видим, что за этот год со стороны крупных торговых компаний и производств существенно вырос спрос на интегрированные IoT-системы. Это когда на одной платформе можно объединить и контролировать функционал совершенно разных систем мониторинга. Например, противопожарный и климат-контроль, видеонаблюдение, учет рабочего времени, бизнес-метрики. Кроме того, что клиент наконец получает единую точку доступа к общей картине бизнеса, такой комплексный подход помогает анализировать все процессы от начала до конца, смотреть их корреляцию и предупреждать ошибки в бизнес-процессах»,— отметила директор МТС в Краснодарском крае по работе с корпоративными клиентами Елена Усенко.
Однако, если IoT позволяет оптимизировать процессы в больших масштабах, то технологии, использующие Big Data, позволяют бизнесу решать совсем иные задачи. И это еще один важный тренд в b2b-секторе российского телеком-рынка.
Люди и данные
Серьезная трансформация идет и в HR-сфере. Старые методы набора сотрудников уже не работают или работают не так эффективно, как хотелось бы бизнесу. Ведь при запуске любого инвестиционного проекта, будь это новый завод или обычное кафе на углу, очень важно своевременно решить кадровый вопрос.
Отдельно стоит упомянуть использование технологий Big Data — долговременный тренд в телеком-услугах для подбора сотрудников. Наличие базы данных гарантирует большой охват при поиске кандидатов, и не разово, а практически постоянно. Это источник ценной информации для HR-специалиста, благодаря которому он может формировать пул специалистов под нужные задачи. При этом сервисы, использующие Big Data, такие как sms-рассылка, могут быть совсем недороги для бизнеса, что способствует росту спроса на данный инструмент. В МТС отмечают, что с помощью таких инструментов сейчас все чаще подбирают рабочий персонал на заводы, кассиров в супермаркеты. «Для таких позиций немаловажным является, например, близость соискателя к работе. Сегодня для больших городов это является одним из ключевых факторов при выборе из нескольких предложений, и мы с помощью геолокации можем гораздо быстрее попасть в цель при выборе кандидата, чем если бы клиент пользовался только традиционными инструментами подбора»,— отмечает Елена Усенко.
В крупных масштабах интернет вещей показывает особенно впечатляющие результаты
Эксперты отмечают, что сейчас у рекрутеров есть возможность комбинировать разные каналы поиска персонала.
«Это и почтовая рассылка, и все виды наружной рекламы, сообщения на транспорте и в социальных сетях. Специализированные сайты для поиска кадров. Однако с января мы планируем переход в автоматизированную систему подбора, позволяющую лучше отслеживать трекинг кандидата. Будет создана единая база кандидатов, куда подключатся все наши источники»,— привела пример руководитель по работе с персоналом собственных производств АО «Тандер» Валерия Гайдак.
Избавиться от иллюзий
По данным аналитиков, спрос и на интернет вещей, и на большие данные в ближайшие годы в России будет только увеличиваться.
К примеру, по статистике МТС в Краснодарском крае, в 2021 году запрос бизнеса на услуги, в основе которых лежит Big Data, вырос вдвое. По словам Елены Усенко, с помощью анализа больших данных компании могут прощупать свои слабые места. «Зачастую предприятия имеют некую гипотезу, из-за чего они проседают в определенных бизнес-процессах. И тут мы можем с математической точностью изучить эти процессы и подтвердить либо опровергнуть эти предположения. Big Data — очень хороший инструмент, чтобы избавиться от иллюзий и заблуждений относительно собственного бизнеса, а также оптимизировать сотрудников по ряду процессов. К примеру, одна из самых известных торговых сетей в нашей стране с помощью анализа МТС с использованием геоданных и характеристик покупателя смогла выработать эффективный график работы своих магазинов, увеличить посещаемость и в итоге нарастить доходы»,— отмечает Елена Усенко.
Сервисы, использующие Big Data, могут быть совсем недороги для бизнеса, что способствует росту спроса на данный инструмент
Конкурентные преимущества, которые получают предприятия, использующие эти сервисы, будут стимулировать весь остальной бизнес идти по этому же пути. Тем более что секторов, в которых цифровизация не случилась в нужном объеме, все еще достаточно.
Все важнейшие новости Кубани, Крыма и Адыгеи читайте в нашем Telegram-канале