Жалобам «Нафтогаза» оценили обоснованность
Чем может обернуться для «Газпрома» обращение украинской компании в ЕК
Еврокомиссия подтвердила получение жалобы «Нафтогаза» в отношении «Газпрома». От российской монополии требуют продать в ЕС крупные партии газа с прокачкой через Украину. О реакции Брюсселя на это требование пока ничего не известно. 22 декабря «Нафтогаз» обвинил «Газпром» в организации энергокризиса в Европе. В самой Еврокомиссии прежде заявляли, что ведут проверку на предмет возможных манипуляций. Чем все это грозит «Газпрому»? И обоснованы ли претензии «Нафтогаза»? Разбирался Иван Корякин.
По мнению «Нафтогаза», «Газпром» организовал искусственный дефицит и тем самым усилил давление на ЕС, чтобы тот скорее запустил «Северный поток-2».
Досталось и европейским потребителям, и украинской компании как одному из крупнейших покупателей. Об этом «Нафтогаз» и написал в жалобе в Еврокомиссию, но это орган ЕС, куда Украина не входит.
Хотя кому еще жаловаться, говорит партнер FBK Legal Александр Ермоленко: «Это способ передать проблему не совсем по адресу, но кому-то мощному, чье мнение важно. Европейское правительство, конечно, не может напрямую приказывать ни "Газпрому", ни российскому правительству. При этом они могут решить что-то для себя, что будет иметь значение для нас».
Проблема в том, что для Еврокомиссии в этой ситуации нет конкретного предмета спора, говорят собеседники “Ъ FM”. Одно дело, если бы претензии «Нафтогаза» касались, например, неисполнения контракта, а это уже становилось предметом разбирательств в Стокгольме, где украинская компания победила.
Но сейчас трудно представить, что дело дойдет до серьезного расследования, говорит директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов: «Еврокомиссия может проинформировать "Газпром" об этой жалобе и предложить на нее отреагировать с позиции того, что на европейском рынке есть потребности в дополнительном российском газе.
Но принудить к чему бы то ни было, начать какое-то расследование — на это нет никаких юридических оснований».
Еврокомиссия могла бы обязать «Газпром» выставить на продажу значительные объемы топлива, полагает «Нафтогаз». Но по такой высокой цене — $2,2 тыс. за 1 тыс. куб. м — его просто никто не купит, говорят аналитики. Потому «Газпром» и не бронирует мощности трубопровода «Ямал-Европа» уже несколько суток подряд. Потребители в Европе, видимо, пока предпочитают доставать газ из хранилищ. При этом у Киева запасов еще больше, говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Украины Дмитрий Марунич: «Украинские хранилища заполнены больше, чем европейские на определенные даты.
Если рассматривать ситуацию жестко и конкретно, то непонятно, почему "Нафтогаз" переживает за заполненность хранилищ в Европе — это не его компетенция. Какая-то абсолютно неявная связь, коммерческой логики вообще нет, только политика и пропаганда».
В самой Еврокомиссии заявляли, что пока не готовы делать выводы о том, злоупотребляет ли российский концерн правилами энергорынка ЕС. Но там продолжают «собирать и анализировать информацию». И трудно сказать к чему это приведет.
Однако прецеденты с тем же Стокгольмским арбитражем, который отклонил претензии «Газпрома» на $56 млрд, оптимизма не добавляют, говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов: «Посмотрев на историю вопроса, на знаменитые тяжбы в Стокгольмском арбитраже, можно сделать вывод относительно того, что если все-таки Европейская комиссия начнет разбираться, неизвестно, как развернется эта история».
Возможно, Еврокомиссия будет ждать, пока другие страны обвинят «Газпром» в злоупотреблениях и создании кризиса. Но, скорее, дальнейшие действия будут зависеть от цены на газ: чем выше котировки, тем серьезнее претензии и жалобы.