NFT-искусство формирует рынок

Стоит ли вкладывать деньги в цифровые шедевры

Будущее NFT не определено. Если интерес возникнет не только у криптоэнтузиастов, но и у художников, и дилеров, тогда рынок может вырасти. По крайней мере, представители отрасли спорят, как будет развиваться цифровое искусство. Дискуссию возродили данные аукционного дома Christie's. Компания впервые отчиталась, что доходы от продажи NFT-токенов в 2021 году достигли $150 млн. Тему продолжит Григорий Колганов.

Фото: Annegret Hilse/File Photo, Reuters

Большую часть тех $150 млн, о которых отчитался Christie's, принесла продажа двух работ Майка Винкельмана, известного под псевдонимом Beeple. Цифровой коллаж «First 5000 Days», который состоит из 5 тыс. изображений, ушел с молотка почти за $70 млн. Вторую работу господина Винкельмана оценили скромнее — в $29 млн.

Причем ценообразование на NFT-шедевры многим игрокам арт-рынка до сих пор непонятно, говорит гендиректор онлайн-аукциона ARTinvestment.ru Егор Молчанов: «В 2021 году всего 1% токенов были проданы свыше $1,5 тыс. Цены на остальные были гораздо ниже — и $15 и $20. Это означает, что идет огромное ценовое расслоение, и пока никто не знает, как сформируется ценообразование на данном рынке. Но всем он очень интересен. В арт-кругах идут постоянные разговоры о том, чтобы сделать NFT-токен и попробовать его продать, но при этом никто не понимает, сколько он должен стоить».

Делать прогнозы по росту рынка NFT сложно. Вряд ли кто-то предполагал, что в 2021 году в мире на токены потратят $22 млрд. При этом в 2020-м оборот оценивался всего в $100 млн. Арт-рынок, в свою очередь, пополнился новыми покупателями. Ими стали криптоэнтузиасты, порой со внушительными состояниями в цифровой валюте.

Правда, традиционное искусство их практически не интересует, продолжает Егор Молчанов: «Покупали их не коллекционеры. Была цель — привлечь интерес к рынку и показать, что на нем бывают такие высокие результаты. Будут ли они поддерживаться в 2022 году? Никто не знает, но можно предположить, что да, потому что уже вложено слишком много денег. $122 млрд — это большая цифра, и вряд ли кто-то захочет останавливаться.

Из этого правила есть исключения. Например, криптомиллиардер и основатель платформы Tron Джастин Сан приобрел скульптуру «Нос» Альберто Джакометти за $78 . Также он пытался купить работу художника Beeple, но в итоге стал обладателем более скромных по стоимости NFT-лотов. Их он обещает передать в сервис по работе с объектами цифрового искусства. Что под этим имеется в виду, понятно не до конца. Но Джастин Сан говорит, что общество сможет оценить работы как онлайн, так и офлайн.

В реалистичности подобных планов сомневается директор аукционного дома Art Sale info Константин Бабулин: «Вторичного рынка цифровых NFT-токенов нет. 99% — это выброшенные деньги. Оставшийся 1% может зарабатывать очень много. Реальных денег я здесь не вижу, потому что не вижу покупателей.

Есть, конечно, странные люди с сумасшедшими деньгами, готовые их потратить. Они создают виртуальные галереи, которые в свою очередь что? Дальше ответа нет».

Собеседники “Ъ FM” предполагают, что рынок NFT-искусства продолжит расти. Но вот какую роль будут играть традиционные аукционные дома в этом процессе, сказать пока трудно. Многое будет зависеть от того, заинтересуются ли токенами известные дорогие художники. Пока идеей загорелся, например, Дэмиен Херст. От продажи своей NFT-коллекции под названием «Валюта» он получил около $20 млн. Причем у покупателей был выбор: оставить токен или получить взамен настоящую картину.

Елена Иванова

Вся лента