«Мы стремимся, чтобы наша работа устраивала пассажира»
Летом 2020 года пять муниципальных автобусных маршрутов Перми – №1, 4, 14, 32 и 67 – начала обслуживать транспортная компания «РТ Лайн» (входит в столичный холдинг «Ресурс Групп»). Заместитель генерального директора компании Эдуард Степанов рассказал об основных итогах полутора лет работы на пермском рынке, поделился опытом внедрения бескондукторной оплаты проезда и планами по расширению обслуживаемой «РТ Лайн» маршрутной сети.
– «РТ Лайн» работает на пермских маршрутах уже полтора года. Что изменилось в транспортной отрасли в городе за это время? Как это повлияло на работу компании?
– С момента заключения брутто-контрактов в 2020 году качество транспортных услуг в Перми существенно повысилось. Департамент транспорта совместно с перевозчиками непрерывно ведет мониторинг пассажиропотока, отслеживает потребности пассажиров и оперативно внедряет необходимые изменения. Только за этот год мы несколько раз меняли расписание автобусов, подстраивая его под людей с разным графиком работы. Сегодня первый автобус выезжает с нашей базы в 4:50, последний возвращается в 0:40. Наряду с этим наша компания увеличила количество транспортных средств на маршрутах, чтобы даже в час пик не было давки. Мы продолжаем следить за ситуацией и стремимся, чтобы наша работа устраивала все три стороны – заказчика в лице администрации, нас и, самое главное, пассажиров.
– Одним из знаковых событий в сфере общественного транспорта в уходящем году стало начало внедрения бескондукторной оплаты проезда. Обслуживаемый «РТ Лайн» маршрут №4 был одним из первых, на которых стала использоваться такая технология. Сейчас без кондукторов работают уже три ваших маршрута. Как оцениваете такую систему?
– В развитых странах транспорт давно так работает, Россия тоже постепенно к этому идет. Пермский край стал одним из первых внедрять данную передовую практику, и в контрактах, по которым мы работаем, было условие о переходе на бескондукторную систему оплаты проезда к июлю 2021 года. В итоге переход начался позже, чем планировалось, так как в общественном пространстве вокруг данной темы долго шли споры. Но мы согласны с городскими властями в том, что технологии не должны стоять на месте, и пермскому транспорту был необходим такой шаг. По нашим данным, 90% пассажиров и так пользовались безналичной оплатой, поэтому отсутствие кондуктора в автобусах не принесло никакого дискомфорта. Напротив, людям стало даже удобнее оплачивать проезд – теперь им не нужно ждать, когда подойдет кондуктор, они могут сделать это самостоятельно с помощью одного из четырех терминалов. В феврале мы протестировали систему на маршруте №4, а осенью поэтапно внедрили ее уже на трех наших маршрутах. Если администрация даст разрешение, в начале 2022 года переведем на нее все пять обслуживаемых «РТ Лайн» маршрутов.
– В этом году вы увеличили парк газовых автобусов на 20 единиц, и сегодня уже 70% транспорта компании работает на метане. По условиям контрактов, к 2024 году нужно было достичь показателя 50%. Почему приняли решение уже сейчас перевести большую часть транспорта на газ?
– Решили не тянуть с этим и не разбивать обновление на несколько этапов, а заранее выполнить условия контрактов. Будущее в любом случае за метаном. Сегодня программа по переводу транспорта на газ поддерживается федеральными Минтрансом и Минпромторгом, благодаря чему мы смогли получить субсидии на покупку таких автобусов. Кроме того, с точки зрения экономических издержек газ выгоднее, чем дизель, а мы как бизнес, естественно, заинтересованы в том, чтобы оптимизировать наши расходы. Метановые заправки сегодня не менее доступны, чем АЗС, и их число продолжает расти. Совсем скоро в Перми будет сдана новая газовая заправка, которая нам особенно интересна, так как располагается рядом с нашей новой базой.
– Куда вы переехали?
– Переместили наш автопарк с шоссе Космонавтов на площадку по ул. Ижевской, 30. Мы заботимся о наших сотрудниках, и сделали это прежде всего для их комфорта. Новая база гораздо удобнее по расположению. Работники «РТ Лайн» теперь быстрее туда добираются перед сменой на личном транспорте и уезжают оттуда после смены ночью домой. Отмечу, что тех, у кого такой возможности нет, мы доставляем на служебном автобусе. Для еще большего удобства мы создали диспетчерскую в районе Центрального рынка. Там проходят пересменки днем. Водители меняются, и те, кто закончил работу, могут спокойно доехать до дома на любом общественном транспорте.
– Какие планы у «РТ Лайн» на 2022 год?
– Любая компания, чтобы в ней было весело и интересно работать, должна развиваться, и, конечно, «РТ Лайн» стремится непрерывно расти. Мы ждем новых конкурсов, готовы в них участвовать и расширять сеть обслуживаемых нами маршрутов Перми.