«Заметно преобладание военной тематики»
Дмитрий Дризе — об итогах ежегодной пресс-конференции Владимира Путина
Пандемия, так называемые красные линии, экономика, иностранные агенты и пытки в колониях: президент России Владимир Путин без малого четыре часа отвечал на вопросы журналистов. В целом положение в стране удовлетворительное, есть потенциал к росту. К сожалению, коронавирус продолжает влиять на повестку, однако правительство и Центробанк принимают меры. Президент жестко высказался в адрес США, НАТО, а также властей Украины. Под конец господин Путин заявил, что будет счастлив, если удастся воплотить в жизнь намеченные планы. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что мероприятие прошло буднично и без каких-либо подчеркнутых сенсаций.
По традиции пресс-конференция начинается с экономики и социальной сферы. Пандемия, к сожалению, продолжается, и есть сложности: смертность увеличивается, цены растут, и с демографией не все ладно. Однако проблемы эти общемировые, и у нас по многим аспектам даже лучше. Реальный сектор недоволен Центробанком, президент в курсе, но ничего не поделаешь, ведь нужно бороться с инфляцией.
Несмотря ни на что, к правительству и ЦБ — полное доверие. Заметно преобладание так называемой военной тематики: в разных вариациях много спрашивают о войсках на границах с Украиной, о «красных линиях», НАТО, Америке и судьбе Донбасса.
Владимир Путин давно уже балует «партнеров» комплиментами, и сейчас риторика жесткая, может, даже в большей степени, чем раньше:
— «Мы, что ли, ставим ракеты рядом с границами США? Нет, это Соединенные Штаты со своими ракетами пришли к нашему дому, они уже стоят на пороге».
— «Полная нищета. Когда некоторые депутаты Рады приезжают в регионы, им пенсионеры говорят: "за что вы нас уничтожаете? ". Они плюются в экран, глядя на бравурные заявления сегодняшнего представителя киевского режима».
— «17 уголовных дел возбуждено, ведется расследование. Там уже, по-моему, свыше десятка уволено. И по ним идут уголовные дела. Уверяю вас, там нет ни одного заинтересованного в каком-то деле следователя».
То же и с Украиной: звучит народный термин «нацики», и этим все сказано. Не хотят конструктивно сотрудничать — намек на преследование украинского депутата Виктора Медведчука. Он — здоровая сила в республике, поэтому и прессингуют.
Есть на пресс-конференциях и категория острых вопросов. Как правило, они относятся к внутренней политике. В этот раз отдельно стоит буквально кричащая тема — пытки в тюрьмах. Вопрос задает журналист и блогер Ксения Собчак, она ездит по колониям и на месте убеждается, что все обстоит непросто. Президент отвечает спокойно, что проблема общемировая: мы все видим, делаем выводы, принимаем меры. Так и по остальным острым пунктам: Алексей Навальный был якобы отравлен, Запад доказательств не предоставил, давайте закроем эту страницу. К сожалению, были у нас политические убийства, но реакция на все на это должная, и никто не пытается вопрос «замылить».
Не дали слово СМИ-иностранным агентам, но зато позвали. К слову, данная проблема тоже является общемировой. Представитель Кремля Дмитрий Песков позже объяснил, что до них очередь не дошла, было слишком много желающих.
Обратил на себя внимание достаточно сдержанный комментарий главы российского государства относительно дальнейшей интеграции с Белоруссией: никакого объединения, общего парламента и тем более валюты, только технические вопросы. Да и глава республики Александр Лукашенко — непростой переговорщик.
Шуток и так называемых приколов в этот раз было по минимуму, это в целом порадовало. Что не прозвучало и что хотелось бы услышать — куда, собственно, мы идем и куда в итоге придем. Развитие инфраструктуры и национальные проекты — это, конечно, хорошо, но все-таки недостаточно. Возможно, на Западе, где мужчина и женщина — один человек — все намного хуже, чем у нас. Хочется чего-то в этой жизни добиться, заработать, в целом быть уверенным в завтрашнем дне. А вот с этим окончательной ясности нет.
И относительно этого самого Запада: там вроде, с одной стороны, все плохо, однако так получается, что мы мало чем от них отличаемся, кроме трактовки гуманитарных и семейных ценностей. По крайней мере, проблемы у нас общие. Впрочем, тема счастья все-таки была озвучена президентом: оно наступает в случае реализации намеченных планов. Немного технократично, но, в принципе, почему бы и нет.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.