Уже в первом квартале 2022 года в Ижевске начнется реализация проекта организации платных парковок. Об этом рассказали на круглом столе, проведенном Общественной палатой города. Планируется, что первые платные парковки появятся в центре города уже к лету. Однако эксперты опасаются, как бы позитивные нововведения не привели к возникновению еще больших проблем. Эксперты считают, что платные парковки необходимы в Ижевске, на городским властям необходимо предусмотреть все возможные проблемы, связанные с реализацией проекта.
Фото: Амир Закиров
Фото: Амир Закиров
О деталях проекта рассказал заместитель главы администрации Ижевска Дмитрий Загребин на круглом столе, организованном Общественной палатой города, который прошел в пресс-центре Медиагруппы «Центр». Введение единого парковочного пространства в Ижевске будет происходить поэтапно с 2022 года. На первом этапе платные парковки на 1,5 тыс. машиномест появятся в центральной части города. Они будут располагаться в квадрате, ограниченном улицами Холмогорова, Удмуртская, Ленина и набережной Ижевского пруда. В этой зоне парковка автомобилистам обойдется в 30 руб. в час. Оплата потребуется, если машина будет стоять дольше 15 минут в будни с 8:00 до 20:00. В остальное время — с 20:00 до 8:00 в будни и в выходные парковка останется бесплатной. Парковка будет всегда бесплатна для электромобилей. По словам господина Загребина, предусмотрена еще одна возможность сэкономить — оставить автомобили за пределами обозначенного квадрата на перехватывающей муниципальной стоянке и добраться до нужного места на общественном транспорте или пешком.
Каким образом будет финансироваться данный проект, пока неизвестно. Власти города рассматривают два основных варианта – это сервисный контракт и привлечение заемных, бюджетных средств
В дальнейшем охваченную платными парковками территорию города планируют расширить.
«Ижевск — не первый город, который реализует данный проект. В многих городах давно действует эта система и показывает положительный эффект от внедрения: это и сокращение пробок, и расширение улиц там, где они заужены в силу неправильно припаркованных автомобилей. В целом она ведет к систематизации и упорядочению движения в центральных частях городов»,— сказал Дмитрий Загребин.
За последние 20 лет количество личных автомобилей на 1000 жителей в Удмуртии выросло более чем в три раза. А вот улицы в три раза не расширились, сетует , заведующий лабораторией пространственных исследований UrbanGEOlab Удмуртского госуниверситета Валерий Сидоров. «Получилось, что центр города страдает, как человек от варикоза. Вены просто перекрываются стихийными пробками, особенно в зимний период. Надо уменьшить поток личного автотранспорта в центральной части города. И сделать это без создания платных парковок — невозможно»,— отметил эксперт.
Он рассказал, что для определения границ зоны платной парковки, было проведено комплексное исследование: «Мы оценили не только потоки легкового транспорта, но и распределение потенциала общественного, величину транспортных потоков по всем крупным и средним улицам Ижевска. Оценили все парковки, кроме подземных, их заполняемость и вместимость. Выделили центры притяжения для автомобилистов, количество личных автомобилей в каждом квартале. Выявили проблемные места по десяти показателям и стали их накладывать друг на друга. Там, где наложений больше всего — самые проблемные территории. Так и появились места для платных парковок»,— объяснил господин Сидоров.
Власти города оборудуют все парковочные места видеокамерами. Кроме того, в планах разработать мобильное приложение, чтобы жители могли заранее узнать о наличии свободных мест.
Между тем, как выяснилось в ходе круглого стола, ижевчан больше волнует не само наличие платных парковок, а вопрос грамотной реализации проекта. Жители центрального квадрата опасаются, что все автомобили с платных парковок переместятся в их дворы. «Безусловно, мы изучили динамику миграции населения в случае введения платных парковок, — отметил Алексей Орлов, советник главы Ижевска. — Если брать центр, почти везде придомовые территории облагорожены и огорожены заборами или шлагбаумами. В 80% случаев это так. Если и будут проблемы, то точечные, мы их рассмотрим в частном порядке». По его словам, в домах, где придомовой территории нет, будет прорабатываться возможность выдачи льготного парковочного разрешения, которое можно будет получить собственнику автомобиля.
Однако, по словам председателя Общественной палаты Ижевска Александра Бадицы, ни о каких 80% дворов, в которых решена проблема с доступом на придомовые территории речи идти не может.
«Я не согласен, что на 80% в центральных дворах решена проблема с доступом на придомовые территории. Мы — свидетели огромного количества конфликтных ситуаций — кто-то ограждения устанавливает, кто-то потом их требует снести. Во многих домах центральной части города точно действуют ограничения в плане публичного сервитута и прочего доступа для специальных служб. Я уверен, что этот вопрос надо прописывать достаточно подробно»,— отметил господин Бадица.
По его мнению, необходимо оказать реальную помощь жителям домов, попадающих в зону платной парковки для того, чтобы их дворы освободить от нахлынувших «неплательщиков». Это может быть либо субсидирование установки ограждений, либо помощь с нормативными документами, их согласованием.
Еще один из наиболее сложных вопросов — обслуживание этих пространств. «Мы уже сейчас видим, что у коммунальных служб до очистки парковочных карманов на центральных улицах доходит в самую последнюю очередь. Сначала расчищают проезжую часть, межквартальные проезды, тротуары, переходы, остановки, и только потом — карманы. И если с жителя будут брать деньги, а он на парковку даже заехать не может, то мы увидим негативную реакцию»,— предупреждает Александр Бадица.
Опрошенные «Ъ-Удмуртия» эксперты соглашаются, что проблема грамотной организации дорожной сети в центре города давно требует пересмотра и кардинальных изменений.
«За последние 10 лет количество автомобильного транспорта в Удмуртии выросло в два раза, а если взять процент загруженности улиц в Ижевске, то эта цифра будет еще выше. Уже сами горожане чувствуют проблему с передвижением по городу. Поэтому инициативу считаю не злом, а благом»,— сказал Александр Прозоров, заместитель председателя госсовета Удмуртии — председатель постоянной комиссии по госстроительству и местному самоуправлению.
По мнению эксперта, важно, чтобы средства, собираемые с платных парковок действительно расходовались по назначению. «Я бы предложил депутатам гордумы сумму от платных парковок, в том числе и штрафов, направлять на благоустройство пешеходной среды, на развитие дорожно-транспортной сети в центре, в том числе строительство и реконструкцию остановочных комплексов. Это в их полномочиях, и было бы правильным, чтобы население понимало и видело эффект»,— отметил Александр Прозоров.
Платные парковки — это эффективный инструмент стимулирования более рационального использования личного автотранспорта с одной стороны и усиления роли общественного и альтернативного (велосипедов, электросамокатов и пр.) транспорта с другой стороны, уверен Денис Назаров, член постоянной комиссии городской думы Ижевска по социальной политике. «На первый взгляд данная мера для многих горожан является непопулярной и негатива в краткосрочной перспективе не избежать — это показывает пример других городов. Ижевск тоже с этим столкнется. Важно максимально публично в деталях показывать положительный эффект в части экологии, улучшения работы общественного транспорта, "разгрузки" и увеличения объема работ дорожной сети»,— полагает эксперт.