Гостиничный рынок в России восстанавливается до предпандемийного уровня за счет роста внутреннего туризма
Российский гостиничный рынок пережил трудные времена, перейдя от пандемийного спада к процессу активного восстановления. На сегодняшний день загрузка и доходность отелей растут прежде всего за счет региональных рынков, получивших дополнительный приток гостей в силу сохранения ограничений на международных направлениях.
За январь — сентябрь 2021 года обороты на рынке российского туризма достигли 449,2 млрд руб., свидетельствуют данные Росстата. Это уже на 0,9% выше значения за аналогичный период допандемийного 2019 года. Общее число ночевок тоже демонстрирует уверенный рост: за первые три квартала года показатель отставал от уровня 2019 года в среднем по стране всего на 6,4%.
Темпы восстановления гостиничного рынка страны — одни из лучших в Европе. Согласно данным, приведенным партнером Cushman & Wakefield Мариной Смирновой, по итогам января — октября гостиничный рынок России оказался на пятом месте в регионе по росту RevPAR (доходность на номер) — 83,8% по сравнению с прошлогодним периодом. Более выраженную динамику продемонстрировали в основном пляжные направления: Турция, Греция, Мальта и Хорватия. Уверенный рост за счет туристических прибытий прослеживается в Италии, Испании, Франции. А вот, например, в Германии, Нидерландах и Финляндии доходность на номер пока снижается.
Российским гостиничным операторам, согласно расчетам Cushman & Wakefield, удалось увеличить загрузку гостиниц почти до 60%, а также повысить размер среднего тарифа на 20% — до 6 тыс. руб. Позитивная динамика хорошо прослеживается по данным одной из крупнейших российских гостиничных компаний — сети AZIMUT Hotels. Согласно расчетам компании, средняя загрузка гостиниц сети в январе — октябре 2021 года достигла 65%; это почти соответствует показателю за аналогичный период 2019 года — 70%.
«Российский гостиничный рынок развивается хорошо — хотя и не во всех городах — по нескольким причинам, — говорит вице-президент по развитию бизнеса Radisson Hotel Group Дэвид Дженкинс. — Одна из них, безусловно, внутренний туризм — в условиях ограничения возможности выезда за границу из-за COVID-19 мы наблюдаем бум внутреннего туризма, не только в привычных курортных зонах, таких как Сочи и Анапа, но и на загородных курортах, таких как Завидово, и в исторических городах — Казани, Ростове-на-Дону и по Золотому кольцу. Другим фактором является значительный внутренний корпоративный спрос — как государственный, так и частный. Этот бизнес действительно помог региональным городам и, в некоторой степени, Москве сохранить хороший уровень заполняемости, хотя тарифы, конечно, снизились (в отличие от курортов, где тарифы выросли)».
Крупнейшие отельные сети на фоне ограничений на международных направлениях делают ставку на вовлечение локальных партнеров в процесс обновления туристической отрасли и распространение международного стандарта гостиничного обслуживания во всех регионах России. Так, например, сеть Radisson Hotel Group пополнилась семью отелями Cosmos Hotel Group, которые присоединились к линейке Radisson Individuals. В будущем это количество может увеличиться.
Сеть AZIMUT Hotels продолжает делать ставку на экспансию в регионы за счет увеличения отелей в управлении. Сейчас компания готова предложить собственникам региональных отелей сильный бренд, который может значительно увеличить доходность их проектов. В некоторых случаях показатели выручки и прибыли после перехода под бренд AZIMIT Hotels вырастали в пределах 30% уже в первый год работы. Это происходит благодаря модернизации отелей, вложениям в инфраструктуру, внедрению международных стандартов управления. На сегодняшний день совокупный фонд AZIMUT Hotels насчитывает 10 тыс. номеров, в которых ежегодно останавливается порядка 1,5 млн человек. Согласно оценкам PwC, в настоящий момент на долю сети приходится 12% качественного номерного фонда России.
Также важным этапом расширения сети AZIMUT в России стала покупка санаториев «РЖД-Здоровье», куда входят 19 объектов в Краснодарском и Ставропольском краях, Московской и Калининградской областях и Поволжье. Это решение оказалось стратегическим: рынок санаторно-курортных услуг восстанавливается более уверенными темпами, чем гостиничный. Например, согласно предварительным оценкам Ассоциации оздоровительного туризма и корпоративного здоровья, на предстоящие новогодние праздники загрузка санаториев при условии отсутствия новых ограничений может на 5–10% превысить показатели 2019 года и на 15% — 2020 года.
Увеличение спроса на поездки по стране в целом — один из ключевых трендов периода пандемии. Именно на этом фоне гостиничные рынки в регионах сегодня демонстрируют более уверенную динамику роста. Например, для Сочи 2021 год, согласно оценкам Cushman & Wakefield, был еще успешнее, чем 2020-й, когда город показал рост по сравнению с 2019 годом по доходности на номер на 18,5% за счет увеличения средней цены. Региональный директор Accor в России, Грузии и СНГ Алексис Деларофф подтверждает, что в целом отели в российских регионах на 95–97% заполнялись российскими путешественниками, потому такие объекты в среднем могут вернуться на уровень до пандемии уже к середине 2022 года. По его словам, помимо Сочи, хорошие показатели демонстрируют объекты в таких городах как Калининград, Нижний Новгород, Ярославль.
«Мы видим, что сейчас инвесторы больше, чем раньше, рассматривают курорты — прибрежные, зимние и загородные — в таких местах как Анапа и Геленджик, а также более нетронутые регионы, такие как Карелия, Алтай и так далее. Сохраняется большой интерес к Дальнему Востоку России и городам, где, возможно, не хватает существующего качественного предложения», — говорит Дэвид Дженкинс.
Как отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова, именно сейчас, на фоне мер по поддержке развития туристской отрасли, увеличилось количество и масштабы проектов, заявленных к реализации в российских регионах. Это происходит вместе с изменением подхода к проработке проектов, привлечению к процессу профессиональных команд. По словам эксперта, в будущем такой подход должен дать качественно новый туристский продукт.
Еще одно приоритетное направление развития для отелей в России — горнолыжные курорты. Уже в следующем году сеть AZIMUT Hotels начнет строительство горнолыжного кластера в Шерегеше в рамках крупнейшего в России постолимпийского туристического рекреационного кластера «Большой Шерегеш». Сейчас это направление активно развивается, набирая популярность среди поклонников горных лыж. Еще в сентябре представители TUI называли Шерегеш лидером спроса среди отечественных горнолыжных направлений по итогам акции раннего бронирования. «Реализация инвестиционного проекта в Шерегеше — новый этап в развитии сети AZIMUT Hotels. В год 15-летия компания наряду с управлением и строительством отдельных объектов переходит к комплексному развитию региональных кластеров и территорий»,- говорит генеральный директор AZIMUT Hotels Максим Бродовский.
Ожидается, что до 2024 года в туристическую инфраструктуру Шерегеша будет вложено около 18 млрд рублей частных инвестиций, а до 2030 года — уже порядка 150 млрд рублей. Номерной фонд на курорте сейчас составляет около 3 тыс. номеров. К 2024 году на деньги инвесторов будет создано 1,5 тыс. новых современных номеров, а к 2030 году — еще 5 тыс. Речь идет о современных отелях под федеральными и международными брендами.
Один из новых отелей, который будет построен в Шерегеше в секторе, А, — это отель «Олимпия» на 150 номеров, который сейчас находится на стадии проектирования. Также в планах — строительство гостиницы Cosmos Hotel Group, в которую сеть собирается вложить 1,2 млрд рублей инвестиций.
Говоря о том, что влияет на спрос в отрасли, эксперты обращают внимание на то, что сегодня гостиничный бизнес делает ставку на онлайн-бронирование.
«Согласно исследованиям Smart Insights, сегодня 60% отдыхающих и 41% деловых путешественников организуют поездки через Интернет, — говорит Дмитрий Бикман, CEO компании „Турмашина“. — В тренде — персонализация путешествий и уникальность полученного опыта, который гости транслируют через соцсети. Высокие требования постояльцев к дизайну и сервису способствуют креативному подходу при строительстве новых объектов. Кроме того, при разработке дизайн-кодов отельные сети больше ориентируются на культурное наследие и традиции региона».
Позицию про персонализацию путешествий подтверждает и директор AZIMUT Hotels Максим Бродовский:
«Наш приоритет — расширять смысловые горизонты бренда в целом. Отвечать на запрос гостей и по деловым поездкам, и по туризму, предоставить возможность санаторно-курортного отдыха. Сеть первой начала работать в Якутии, Тыве, Владивостоке, Мурманске и Дагестане и будет продолжать этот вектор — открывать Россию россиянам, предлагая при этом каждому гостю возможность создавать и планировать свои путешествия самостоятельно, проживая в комфорте и безопасности в современном отеле или санатории. На сайте и в самих отелях гости могут также получить от нас рекомендации о том, куда можно съездить и что посмотреть в округе».
Что касается 2022 года, у экспертов положительные прогнозы по восстановлению внутреннего туризма в стране.
«Мы ожидаем полного восстановления туристической отрасли в России в начале 2022 года, — говорит руководитель Ростуризма Зарина Догузова. — При этом нужно понимать, что экспорт туристических услуг просел в силу международных ограничений из-за пандемии COVID-19. Но по темпам восстановления внутреннего туризма у нас один из лучших показателей в мире. По нашим предварительным прогнозам, до конца 2021 года турпоток внутри России составит 56 млн человек — это люди, которые хотя бы на одну ночь останавливались в отелях. Это значит, что мы почти на 90% восстановим объемы внутреннего туризма к показателям 2019 года. В целом именно за счет опережающих темпов роста внутреннего туризма мы в этом году восстановим общий оборот отрасли до 2,5 трлн, это 70% от доковидного уровня в 3,7 трлн руб. Но по-прежнему мы недополучаем 1,2 трлн руб. — из-за отсутствия иностранных туристов. Таким образом, Россия по итогам года восстановит туристическую отрасль по ключевым показателям в среднем на 80% от доковидного уровня — это один лучших показателей в мире».