Автокредиты заправились деньгами
В 2022 году рост среднего чека составит 15–20%
В ноябре средний размер выданных автокредитов достиг рекордного значения — 1,25 млн руб. Этот результат в 1,4 раза больше, чем в ноябре прошлого года. Причины стремительного роста среднего чека — дефицит автомобилей на рынке и навязывание дополнительных услуг со стороны дилеров. В следующем году темпы роста могут замедлиться, но по оценкам участников рынка, в 2022 году средний чек автокредита может увеличиться на 15–20%.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в ноябре 2021 года средний размер выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) достиг рекордного значения — 1,25 млн руб. Это на 2,7% больше, чем в предыдущем месяце, и в 1,4 раза выше, чем в ноябре прошлого года.
Средний размер автокредита уверенно растет с апреля 2021 года, небольшое замедление этой динамики наблюдалось в сентябре-октябре, когда размер кредита держался на уроке 1,21–1,22 млн руб., следует из данных НБКИ.
При этом показатель растет на фоне сокращения выдачи автокредитов. По данным НБКИ, в ноябре текущего года было выдано 73,3 тыс. автокредитов. Это на 8,6% меньше, чем в октябре этого года. Более того, в минувшем месяце было подано самое низкое с февраля текущего года общее количество заявок на автокредиты.
Такая тенденция сохранится и в следующем году, уверен директор по маркетингу Национального бюро кредитных историй Алексей Волков. «Главная причина увеличения среднего чека по автокредитам — рост цен на новые автомобили. Поэтому при сохранении текущих тенденций на авторынке вполне вероятно, что рост среднего чека по автокредитам продолжится. Хотя радикальным этот рост вряд ли будет. Вместе с тем в автокредитах растет доля автомашин б/у, стоимость которых ниже, чем цены на новые авто. В какой-то мере это может притормозить рост среднего размера автокредита»,— поясняет он. Чек рос и из-за навязывания дилерами дополнительного оборудования, что увеличивает отпускную цену в автосалоне в сравнении с сайтом производителя более чем на треть, добавляет заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов агентства НКР Егор Лопатин. Данный фактор в сочетании с дефицитом автомобильной электроники еще больше подстегнет рост среднего автокредита, и к концу следующего года он может прибавить не менее 15%, а ждать снижения динамики данного показателя стоит не ранее 2023 года, оценивает эксперт.
Сами банки отмечают, что цены растут как на новые автомобили, так и на автомобили с пробегом. Однако рассчитывают, что в следующем году факторы, толкающие средний чек вверх, сойдут на нет.
Средний размер автокредита в сегменте новых автомобилей повысился за 2021 год с 920 тыс. руб. до 1,4 млн руб., в сегменте автомобилей с пробегом — с 760 тыс. руб. до 980 тыс. руб. Причины одинаковые: дефицит и навязывание услуг дилерами, приводит пример директор департамента розничного автокредитования «Росбанк Авто» Алексей Бородавин. И пока дефицит не будет покрыт, тенденция сохранится, заключает начальник управления организации продаж автокредитов ВТБ Владимир Высоцкий. В самом банке средний чек вырос с начала года примерно на 40%. В 2022 году господин Бородавин ожидает замедления темпов роста данного показателя, а с появлением достаточного числа автомобилей на рынке не исключает и полную остановку роста. Но произойти это может во второй половине 2022 года, считает он.
В среднем с начала года цена автомобиля массового сегмента выросла на 15–30% в зависимости от бренда и модели, «премиум» подорожал еще больше, приводит данные директор по развитию розничного бизнеса РГС-банка Марина Дембицкая. «С одной стороны, в 2022 году мы продолжим наблюдать дефицит новых автомобилей и рост цен на них, что в свою очередь усилит тренд на приобретение автомобилей за счет различных кредитных программ и приведет к росту сумм по договорам автокредитования. С другой стороны, падение реальных доходов населения продолжится, что приведет к переориентации на более дешевые, в том числе подержанные авто»,— описывает она ситуацию на рынке. На этом фоне рост среднего чека в следующем году может составить 15–20% относительно 2021 года, заключает госпожа Дембицкая.