«Циркон» вместо музыки
Владимир Путин поздравил всех не с наступающим, а с оборонительным
24 декабря президент России Владимир Путин из Ново-Огарево в режиме видео-конференц-связи (ВКС) провел совместное заседание Госсовета и Совета по науке и образованию. А в конце концов одарил россиян и всю мировую общественность, как отмечает спецQR “Ъ” Андрей Колесников, таким интригующим подарком, как успешный пуск ракеты «Циркон».
Владимир Путин на следующий день после своей обширной пресс-конференции, не притормозив даже, провел встречу с правительством, на которой это правительство последовательно хвалил за работу в течение года, а также встретился с членами Совета по науке и образованию и с членами Госсовета, а это вообще-то все главы регионов. Заседание планировалось на час дня, началось на полтора часа позже, и все это время таким образом главы регионов висели в безвоздушном (да и просто бездушном) пространстве ВКС, ожидая, пока к ней подключится президент.
Раньше-то для них этот предновогодний Госсовет был настоящим событием.
После него вечером следовал прием с участием Владимира Путина и всех жен этих декабристов, многие из которых уехали в свои регионы из Москвы и правда как в ссылку, рассчитывая отработать как надо и вернуться в Москву с победой, то есть с повышением, от которого ахнут все, и жены прежде всего.
А жены да, уехали в эту ссылку за ними, для них эти годы превратились в крайне непростое времяпрепровождение, и такая предновогодняя встреча в Кремле, когда хоть одеться прилично было для чего и для кого, стала чуть ли не единственным за год светом в окошке.
И вот больше нет этих встреч, их нет. А есть ВКС, на которой обсуждается продолжение программы мегагрантов, поддержки научной молодежи жилищными сертификатами, а также расширение возможностей субъектов федерации по поддержке научных и технологических проектов.
— И прежде, чем мы перейдем к работе, давайте поздравим нашего коллегу, главу Республики Тыва, с днем рождения! — предложил президент.
На экране возник Владислав Ховалыг:
— Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо вам большое за добрые пожелания, спасибо! — расчувствовался он.
— Всего доброго вам,— кивнул, прощаясь с ним еще, можно сказать, до начала заседания, Владимир Путин.— Давайте перейдем к работе.
А он, возможно, хотел остаться.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко рассказал, что «для администрирования такой масштабной государственной программы сформирована новая архитектура управления.
Ключевые решения принимает Совет по науке и образованию. Он определяет ключевые цели, задачи и приоритеты научно-технологического развития. Во исполнение вашего указа создана также комиссия по научно-технологическому развитию России. Комиссия обеспечивает координацию федеральных органов власти, Академии наук, регионов, госкорпораций, институтов развития в реализации этой политики».
В этом была некоторая интрига. Председателем президиума совета с не такого уж давнего времени является заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев, помощник президента Андрей Фурсенко — секретарь совета и член его президиума. Комиссия встроена в совет и «пересобрана». Теперь совет — это орган, который претендует на реальное управление наукой, и в этом смысле ровно на столько, на сколько прибавилось влияния на науку у совета, на столько же убавилось этого влияния у правительства, которое подчинено совету. (В свое время примерно такая же история произошла с комиссией по топливно-энергетическому комплексу, когда ее возглавил Игорь Сечин. То есть было с чего, а на самом деле с кого брать пример.)
Дмитрий Чернышенко объяснял, что «консолидация расходов дает возможность не только обеспечить сквозную прослеживаемость (движения денег.— А. К.), но и наиболее эффективно вкладывать государственные средства в науку».
Он обещал объяснить почему — и объяснял.
Затем с расширенными предложениями выступали руководитель рабочей группы губернатор Новосибирской области Андрей Травников, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров... Затем очередь дошла было до вольных губернаторов, которые, понимая, что шанс высказаться при таком стечении народа у каждого из них небольшой, перекрикивали друг друга не хуже (но и не лучше), чем журналисты на пресс-конференции днем раньше.
То есть, например, уже начинал говорить губернатор Мурманской области Андрей Чибис, но его беспардонно перебивал глава Республики Коми Владимир Уйба. А после того, как тот заканчивал, и Андрей Чибис все равно еще хотел и просился выступить, уже решал высказаться Владимир Жириновский, и казалось, что против лома приема-то нет, но тут вступал Геннадий Зюганов — и надо же, Владимир Жириновский отступал, так как именно лидеру КПРФ российский президент давал условный микрофон.
— Я много лет мечтал, чтобы этот вопрос был вынесен на заседание Госсовета! — воскликнул, если он мог воскликнуть, а не проговорить, Геннадий Зюганов.— У нас Жорес Алферов (член КПРФ, нобелевский лауреат.— А. К.) ушел из жизни, но в Думе оставил три гениальных доклада: «Власть и наука», «Советский и американский ядерные проекты» и «Почему социализм?» по работе Эйнштейна (над этим вопросом еще долго будут биться, без сомнения, лучшие умы, причем об стену.— А. К.).
У Геннадия Зюганова есть 20 предложений для образования, начиная с «орловской непрерывки (что-то, видимо, особенное.— А. К.) и кончая открытиями в области современных технологий».
— И суперсовременная школа в совхозе имени Ленина! — добавил он исчерпывающее.
Имя Павла Грудинина, возглавляющего совхоз, он всуе не рисковал, видимо, произносить.
Геннадий Зюганов вообще демонстрировал сверхлояльность режиму. Конечно, посмотришь, что этот режим делает с твоими однопартийцами,— и рука больше не тянется к пистолету, как еще, казалось, недавно, когда ты мановением этой руки чуть ли не удваивал свою фракцию в Госдуме.
Геннадий Зюганов теперь благодарил Владимира Путина за «Сириус» и «Артек», просил поддержать законопроект фракции о защите русского языка и истории, а также, конечно, отменить ЕГЭ и учредить «крупнейшую премию имени Ломоносова».
— Сейчас Нобелевская премия часто используется как рычаг, как давление скорее политического свойства...— нажимал он на больное.— А если мы утвердим Ломоносовскую премию, она может иметь международный статус и высоко поднимет нашу науку!
Геннадий Зюганов не вдавался в подробности, почему именно так все должно сложиться.
— Я вчера с большим интересом слушал вашу пресс-конференцию,— продолжил лидер КПРФ.— Там, на мой взгляд, вкралась одна неточность, связанная с тем, что наша партия никогда не выступала против вакцинации! У нас вся фракция вакцинирована или переболела! 100%!
Но ревакцинирована ли?
Да, история в зале заседаний Госдумы с плакатом «КПРФ против QR-фашизма!» запомнилась.
— Активно поддерживаем вашу точку зрения (этим плакатом в том числе, видимо.— А. К.) по поводу вакцинации: добровольно, спокойно, уверенно, системно! Для того, чтобы было хорошее настроение! — добавил Геннадий Зюганов.
Да, лидер КПРФ выглядел просто преображенным по сравнению с собой даже месячной давности. Вернули его, похоже, в лоно.
— Ну и всех поздравляю с Новым годом! — заторопился он.— А самое актуальное пожелание: ни пуха всем, ни коронавируса! Спасибо, Владимир Владимирович!
И президент тоже выглядел теперь не преображенным, конечно, нет, но все-таки приободренным, что ли.
Наконец дошла очередь и до лидера ЛДПР.
— Вузы готовят по устаревшим специальностям,— констатировал он.— Вот у вас пресс-секретарь Песков — тюрколог, а он не работает как тюрколог! (Может, еще будет.— А. К.) И я тюрколог! Но я не работаю как тюрколог!
Что же делать-то в этом случае, спрашивается. Готовить других тюркологов, объяснил лидер ЛДПР.
Он настаивал, чтобы российские ученые публиковались в российских, а не западных журналах, обрушился на телеканал «Царьград» за то, что тот, по его мнению, «начал атаку на директора института философии... Я его лично не знаю, но заинтересовался тем, что почему это какие-то маленькие телеканалы начали атаку вести?.. Пусть ученый совет решает, кто будет директором этого института»...
Он жаловался, что сегодня «нет ни одного хорошего фильма ни про хорошего инженера, ни про хорошего ученого», и вспоминал «Девять дней одного года»... И хотя говорил вроде бодро, а не покидало ощущение: да, что-то сдает...
Но нет!
— Сегодня — блестящие возможности! — констатировал господин Жириновский, имея в виду, судя по всему, на глазах обновляющуюся военно-политическую доктрину Российской Федерации.— Сто лет не было этого! При Николае Втором этого не было, весь советский период не было... Сейчас можно добиться успеха на направлении внешней политики!.. Но если за два-три года ничего не изменится, они нас снова догонят по определенным направлениям!
То есть он на самом деле имел в виду новое вооружение, продолжением которого, по его убеждению, видимо, и является новая внешняя политика.
— Владимир Владимирович, я вас уверяю, они боятся! Только надо занять еще более жесткую линию! — уговаривал лидер ЛДПР президента.— Тайные переговоры! Не открытые, публичные... Публично мы свои требования заявили... Но пускай специалисты поработают с ними!.. Я вас уверяю, они пойдут на все уступки! Они выполнят все требования! Мы покончим со всеми санкциями!
Лучше бы он говорил это тайно.
— Посмотрите, что с газом происходит! — продолжал лидер ЛДПР.— Сами не открывают нам «Северный поток-2», а теперь будут замерзать щас! Каждая третья кухня в Германии — это русский газ! Они сами себе хуже делают!
Он опять вернулся к проблеме подготовки кадров:
— Молодежь уходит к блогерам! Уходит туда, куда им не надо уходить!
Более того, сама там, куда уходит, превращается в блогеров.
— Я просил дать мне возможность выступить... Но к сожалению, общество «Знание»...— у лидера ЛДПР остается в жизни, кажется, лишь одна еще не освоенная площадка, и точнее вершина, которую он тем не менее намерен покорить.— Я бы обратился к молодежи!.. Они дали там... Цискаридзе... Это балет... Далее Мизу... Мацуев... Это фортепиано... Это устаревшее все! —вскричал 75-летний лидер ЛДПР.— Они сегодня... Не буду фамилию этого чудака называть (на другую букву, видимо, в душе Владимира Жириновского это слово начиналось.— А. К.)... Один блогер... (в его устах характеристика была уничижительная.— А. К.)... Вот этот вот чудак, который нецензурной бранью там... Какие-то песенки сочиняет... Он кумир молодежи!.. Ну это что такое? Потому что к молодежи не пришли другие преподаватели! Я напомню, наш академик Сахаров, великий ученый, создает водородную бомбу, а выступать не мог он! Зал шипел... Зал должен был бы стоя его слушать, каждое его слово ловить, а он не умел выражать свои мысли!.. Ученые работают молча!
В отличие, видимо, от Алишера Моргенштерна.
— Посмотрим в части вашего выступления в программе общества «Знание», почему нет? — утешал лидера ЛДПР господин Путин.— Вы, я знаю, можете много рассказать! Особенно по своей основной специальности... Связанной с Востоком...
Владимир Путин не считает таким образом основной специальностью Владимира Жириновского политику.
— По поводу «Северного потока-2»...— продолжал президент.— Да, это еще и глупо! Для тех, кто не дает возможности работать этой системе. Потому что дополнительное поступление объемов газа на европейский рынок, безусловно, понизило бы цену на бирже, на споте. А поскольку многие страны, включая, кстати, ту же Украину, которая зависит от спота сегодня... Это их собственный выбор был, они не хотят покупать у нас напрямую... И для них цена бы упала, причем существенно... Просто сами себе подрезают сук, на котором сидят... Это удивительно, но ладно, это их выбор, это не мы же придумали... Это они придумали... Теперь еще остановили в аверсном режиме движение газа по (газопроводу.— “Ъ”) «Ямал—Европа». У нас там, кстати, 45% принадлежит «Газпрому», но нас польская сторона отодвинула от управления этой системой... Ну, одни потребители не заказывают дополнительный объем газа, а другие взяли и в реверсном режиме запустили в обратную сторону... Наш газ, собственно говоря...
Еще 23 декабря, на пресс-конференции, Владимир Путин говорил об этом более аккуратно; предположительно, что ли.
— Это ведь не увеличивает количество российского газа на европейском рынке. Вот цена растет,— продолжал российский президент.— Ну это бог с ним, это их дела; удивительно, что нас начинают в этом обвинять! Чушь просто! Все с ног на голову ставят!
Это что-то совсем уже не про науку было и тем более не про образование. Зато хоть всем стало интересно.
Владимир Путин спросил, кто еще хочет высказаться.
— Мурманск, Владимир Владимирович, Мурманск! — вновь пробился откуда-то вдруг, казалось, уж потерянный голос Андрея Чибиса.
Интересно, что все остальные губернаторы, а они тут были именно все, молчали. Возможно, они не хотели для себя участи Андрея Чибиса.
— Нет, из Госдумы есть еще? — снова срезал его президент.
Нашелся лидер «Новых людей» Алексей Нечаев и выступил в целом оптимистично.
— Теперь коллеги из регионов,— предложил президент.
И тут случилась неожиданность, которой я совсем и не ждал:
— Мурманск, Владимир Владимирович! — воскликнул Андрей Чибис.
— Да, пожалуйста,— все-таки произнес эти слова господин Путин.
И Андрей Чибис наконец-то от души поблагодарил президента за его внимание к арктической науке.
Но это было еще не все. Более того, главное было впереди.
— А в завершение хочу обратиться к Мантурову Денису Валентиновичу (министру промышленности и торговли.— А. К.),— произнес президент.— Я думаю, он знает... Сегодня ночью... Ну, точнее под утро... Проведен залповый пуск гиперзвуковой системы «Циркон»! Это новейшая наша ракета, которая работает и по морю, и по морским целям, и по наземным целям... Испытания проведены успешно, безупречно, это большое событие в жизни страны и существенный шаг в повышение безопасности России и повышение ее обороноспособности!.. Поблагодарите всех!..
То есть Владимир Путин поддержал все устремления Владимира Жириновского по укреплению вертикали «наука—ракеты—внешняя политика».
И главное, есть подарок стране на Новый год!