Долги не к долгам
ЦБ вводит ограничения на выдачи потребкредитов в привязке к ПДН
Банк России принял решение ограничить с середины 2022 года долю потребительских кредитов, предоставляемых клиентам с высокой долговой нагрузкой, четвертью от общих выдач за квартал. По данным регулятора, сегодня высокая доля таких ссуд характерна для крупнейших банков, на которые приходится до 70% выдач. По мнению экспертов, новые ограничения могут замедлить темпы роста сегмента.
В конце прошлой недели совет директоров Банка России утвердил нормативный акт по макропруденциальным лимитам (МПЛ), которые призваны ограничить рост потребительского кредитования. Планируется, что с 1 июля 2022 года у банков доля потребительских кредитов с показателем долговой нагрузки (ПДН) выше 80% или сроком свыше пяти лет (независимо от ПДН) будет ограничена 25%, а у МФО — 35% от выдач за квартал.
После замедления активности в сегменте потребкредитования в октябре в ноябре произошло ее ускорение.
«Рост задолженности за ноябрь составил 1,6%, годовые темпы роста достигли 19,7% на 1 декабря — максимального значения с начала пандемии»,— отмечают ЦБ. При этом высокой остается доля кредитов заемщикам с накопленной долговой нагрузкой (ПДН более 80%) — в объеме выдач за третий квартал 2021 года составила 31%. «Разница в значениях МПЛ для банков и МФО обусловлена текущими различиями в профиле клиентов (кредитный риск по займам МФО выше, чем по кредитам банков)»,— говорится в информационно-аналитическом материале ЦБ. «По мере адаптации участников рынка к новым условиям МПЛ могут быть дополнительно сокращены»,— предупреждает регулятор.
По мнению управляющего директора отдела валидации рейтингового агентства «Эксперт РА» Юрия Беликова, основания для введения макропруденциальных лимитов были значительно раньше в текущем году, и из-за задержки их введения эффект может быть «приглушенным». «Выдачи заемщикам с ПДН свыше 80% превышают 30% общего объема выдач на протяжении последних трех кварталов. Рост долговой нагрузки населения происходит на фоне сохраняющейся на повышенном уровне инфляции и, соответственно, растущих расходов»,— говорит он.
Тем не менее, отмечает управляющий директор методологической группы НКР Станислав Волков, введение предлагаемых ограничений может существенно охладить рынок потребкредитования, поскольку потребует заметного ужесточения стандартов выдачи ряда крупных банков. «В результате темпы роста необеспеченных потребкредитов могут упасть сразу на 3–5 процентных пунктов, но непосредственно перед вступлением новации в силу мы увидим всплеск объемов кредитования — банки будут стараться заработать на тех, кто не может показать белые доходы либо уже закредитован, но видится выгодным заемщиком»,— полагает эксперт.
По данным ЦБ, у 75% банков доля кредитов с ПДН более 80% не превышала среднего значения.
«При этом у отдельных банков, в особенности крупнейших, на которые приходится около 70% выданных кредитов, она была существенно выше (30–50%) — таким банкам придется внести изменения в стандарты выдач, чтобы соблюдать МПЛ на уровне 25%»,— отмечает регулятор.
Исходя из представленных ЦБ распределений выдач кредитов с высоким ПДН, в той или иной степени лимиты затронут большинство банков, но значимый эффект окажут на незначительную часть, указывает Юрий Беликов. «Повышенную чувствительность к введению лимитов могут показать банки с недостаточно развитыми сетями подразделений и каналами продаж,— считает он.— Это небольшие и средние по размеру кредитные организации, клиентская база которых концентрирована на ограниченном локальном рынке».
По мнению Юрия Беликова, рынок потребительского кредитования на текущем этапе исчерпал потенциал роста без критического повышения уровня риска. «Доходной базы банков в части как потребительских, так и длинных ипотечных кредитов достаточно для генерации относительно устойчивого процентного дохода в среднесрочной перспективе,— полагает эксперт.— В части новых доходных активов в перспективе ближайших двух лет целесообразно сместить акценты на кредитование предприятий реального сектора, в том числе МСП».