Штрафы не сгорели с мусором
«Совет рынка» отказался отменять санкции к «РТ-Инвесту»
Как выяснил “Ъ”, набсовет «Совета рынка» не согласился изменить условия строительства пяти мусоросжигающих электростанций «РТ-Инвеста» (входит в «Ростех»). Компания, в частности, просила отменить годовой штраф за задержку объектов, объем которого оценивается в 7 млрд руб. Предложения «РТ-Инвеста» поддержало только Минэнерго, прежде выступавшее против поблажек.
Набсовет «Совета рынка» (регулятор энергорынков) на заседании 24 декабря не принял поправки в договоры поставки мощности (ДПМ) для пяти МТЭС «РТ-Инвеста», сообщили “Ъ” источники и подтвердили в «РТ-Инвесте». По текущим контрактам инвестор обязан запустить объекты 1 декабря 2022 года, при задержке ввода компания должна в течение года каждый месяц платить штрафы (25% от платежа за мощность). «РТ-Инвест» просил предоставить компании отсрочку ввода на один год (грейс-период), а штрафуемый период установить с 1 декабря 2023 года по 1 декабря 2024 года.
Летом 2017 года «РТ-Инвест» выиграл конкурс на строительство пяти МТЭС на 335 МВт. Четыре объекта строятся в Подмосковье, один — в Татарстане. Станции имеют статус ВИЭ, CAPEX — 127 млрд руб. Инвестор будет получать платежи за мощность 15 лет. Базовая доходность — 12%.
По текущим ДПМ через год задержки контракты с «РТ-Инвестом» разрываются, и компании нужно платить штраф в 5% от стоимости проекта. Предложенные компанией поправки к ДПМ позволят не запускать объекты два года без риска расторжения контрактов. Общий срок договора не будет продлен: компания будет терять выручку за каждый месяц задержки (2,2 млрд руб.). «РТ-Инвест» предупреждал, что без внесения поправок банки прекратят финансирование. В ВЭБ.РФ комментариев не дали.
По версии «РТ-Инвеста», строительство объектов затягивается из-за пандемии. Предварительно две МТЭС (в подмосковных Могутово и Свистягино) планируется запустить в сентябре 2023 года, остальные три (в Казани и подмосковных Тимохово и Хметьево) — в декабре 2023 года.
Штраф для пяти МТЭС, по оценкам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», может составить 557 млн руб. в месяц, а за один год — 6,7 млрд руб.
За поправки «РТ-Инвеста» на набсовете проголосовал только замглавы Минэнерго Павел Сниккарс, утверждают источники “Ъ”. Господин Сниккарс отметил, что в правительство уже внесен проект постановления с соответствующими изменениями условий ДПМ ТКО. Но остальные участники совещания посчитали неприемлемым принимать правки до официального опубликования документа. В проекте постановления (есть у “Ъ”) говорится, что Минэнерго нужно в течение месяца «разработать и представить в правительство предложения о внесении изменений» в ДПМ ТКО, предусмотрев, в частности, освобождение инвестора от штрафов на 12 месяцев. Прежде Минэнерго выступало против поблажек для «РТ-Инвеста» (см. “Ъ” от 28 апреля).
В Минпромторге заявили “Ъ”, что на набсовет «был вынесен технический вопрос об изменении типовой формы ДПМ ТКО». Изменение не принято, поскольку типовая форма может быть скорректирована только после решения правительства, сейчас проект постановления находится там на рассмотрении. В Минэнерго не ответили, в «Совете рынка» отказались от комментариев. «Усилия, которые поставщики МТЭС тратят на безуспешный поиск отговорок и поблажек, точно пригодились бы для возведения объектов в срок в соответствии с взятыми на себя обязательствами»,— говорят в «Сообществе потребителей энергии».
В «РТ-Инвесте» сожалеют, что позиция «Совета рынка» о корректировке типовой формы в части сроков ДПМ не изменилась, «даже несмотря на представленные весомые аргументы».
«Практика корректировки ДПМ существовала ранее, из-за влияния пандемии сокращаются штрафы за сдвиг сроков ввода других объектов ВИЭ»,— отмечают там. «Энергоутилизация отходов в "Совете рынка" должна быть представлена полноправным партнером. Не исключено, что тогда решения по проектам с высоким социальным и экологическим значением, таким как строительство МТЭС, будут поддержаны и приняты без предварительных решений правительства»,— считают в «РТ-Инвесте». Компания уверяет, что наращивает темпы работ по МТЭС, чтобы сократить отставание.