Экспертиза в законном измерении
Минобрнауки вернулось к вопросу о научной оценке бюджетных расходов на науку
Четкость процесса проведения научной и научно-технической экспертизы будет способствовать качеству исследований и разработок — в расчете на это Минобрнауки предлагает установить ряд особенностей проведения такой экспертизы в интересах органов власти с целью контроля за расходованием госсредств: ее исполнителями смогут быть только уполномоченные организации. В целом проекты не меняют баланс сил между РАН и другими научными структурами в болезненном для РАН вопросе экспертизы.
Минобрнауки подготовило два законопроекта о регулировании проведения научной (научно-технической) экспертизы. Документы размещены на портале regulation.gov.ru, они разработаны по поручениям президента (по итогам февральского заседания совета по науке и образованию) и правительства. Государство является крупнейшим источником финансирования науки в РФ: в 2020 году доля госсредств в секторе составила 67,8%. Для эффективной реализации приоритетных проектов в том числе необходимо улучшить деятельность научных и проектных организаций, говорил на совете глава Российского научного фонда (РНФ) Александр Хлунов, среди необходимых для этого мер — повышение роли независимой научно-технической экспертизы.
Первый законопроект — о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ — закрепляет в правовом поле само понятие такой экспертизы (сейчас в законодательстве нет единой трактовки термина) и механизм ее проведения.
Кроме того, документ определяет общий порядок мониторинга и оценки эффективности расходования госсредств на поддержку научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения. Эти изменения предлагается внести в закон о науке и государственной научно-технической политике. Введение порядка оценки эффективности расходов потребовало корреспондирующих поправок к ст. 160 Бюджетного кодекса.
Заказчиками экспертизы смогут выступать органы власти РФ и регионов, физические или юридические лица, исполнителями — физические и юридические лица, обладающие специальными знаниями в соответствующей области науки и техники. Сейчас закон о науке предполагает, что организовать обсуждаемую экспертизу могут органы власти РФ и регионов.
Законопроект устанавливает особенности проведения экспертизы в интересах органов власти с целью контроля расходования бюджетных средств — ее исполнителями смогут быть только организации, уполномоченные федеральными законами, указами или распоряжениями президента.
«Это существенно ограничивает круг таких организаций»,— сказал “Ъ” вице-президент Российской академии наук (РАН) Алексей Хохлов. Документ предусматривает внесение изменений в закон о РАН (ее задачи дополняются проведением экспертизы в интересах органов власти) и РНФ (в его функции добавится проведение экспертизы). Сейчас в законе о РАН среди целей ее деятельности указано экспертное научное обеспечение деятельности госорганов и организаций. Также, согласно постановлению правительства №1781, РАН проводит экспертизы научных и научно-технических результатов исследований научных организаций и образовательных организаций высшего образования, выполняемых на средства бюджета. «Законопроект скорее упорядочивает правовое поле и закрепляет то, что академия и так делает. Предлагается в более явном виде прописать в законе о РАН, что одна из ее функций — проведение научной (научно-технической экспертизы) в интересах органов власти»,— указывает господин Хохлов.
Тема научной экспертизы остается постоянным предметом беспокойства РАН, которая по крайней мере ранее настаивала на своей монополии на нее — устав РАН предполагает академию вершиной «экспертной вертикали» в РФ, законы в этом отношении мягче и прямо этого статуса РАН не дают. Ранее указами президента функции проведения экспертизы проектов в рамках программы развития синхротронных и нейтронных исследований, программы развития генетических технологий были возложены на Курчатовский институт. Летом 2020 года проект постановления правительства предлагал отменить обязательность экспертизы РАН для проектов ряда университетов (ВШЭ, МГУ, СПбГУ), разработок силовых ведомств, РАН собирала экстренное заседание президиума по этому поводу в сентябре 2020 года и обращалась к президенту. Законопроекты Минобрнауки сейчас принципиально не меняют сложившегося на сегодня баланса сил в этой сфере. Судя по реакции РАН, они в целом защищают нынешние позиции РАН, передавая потенциально спорные вопросы на усмотрение правительства.
Научную экспертизу грузят в информсистему
Законопроект Минобрнауки предполагает, что для проведения экспертизы в интересах органов власти сведения о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения должны размещаться в специальной единой государственной информационной системе учета (ЕГИСУ НИОКТР) – она находится в ведении министерства и функционирует с 2014 года. Туда же необходимо будет вносить заключение результатов экспертизы. Оно будет учитываться при мониторинге и оценке эффективности расходования госсредств, правила ее проведения установит правительство.
«Мы в РАН уже запустили первую очередь своей информационной системы, которая настроена на бесшовное взаимодействие с ЕГИСУ НИОКТР. Надеемся, что в следующем году многие операции, которые до сих пор осуществлялись вручную, будут проводиться автоматически с помощью этой системы»,— сказал “Ъ” вице-президент РАН Алексей Хохлов.