Вино не держится на полках
Поставщики опасаются потерь продукции на 15 млрд руб.
Истечение срока моратория на действие закона, изменившего классификацию винодельческой продукции, грозит бизнесу потерей товара на 15 млрд руб., подсчитали участники рынка. По их данным, в обороте до сих пор находится сотни миллионов бутылок, оформленных по старым правилам, которые с 1 января 2022 года могут стать контрафактом. Отраслевые союзы и алкогольные компании просят премьера Михаила Мишустина продлить действие моратория на год, а сети пока стремятся распродать остатки.
Несколько отраслевых союзов и алкогольных компаний попросили премьера Михаила Мишустина продлить мораторий на действие принятого в июле 2021 года закона, который ввел изменения в классификацию винодельческой продукции. Копия обращения от 23 декабря есть у «Ъ». Среди подписавшихся — руководители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Союза производителей алкогольной продукции, Федерации рестораторов и отельеров, а также Beluga Group и Simple Group, крупных поставщиков алкогольных напитков.
Речь идет о документе, который уточняет отдельные положения и нормы, касающиеся виноделия. Например, закон давал новое определение «игристых вин (шампанского)», с особенностями производства, допустимым содержанием этилового спирта, двуокиси углерода и пр. Из-за принятия закона у производителей и импортеров возникла необходимость внесения изменений в информацию на этикетках, а также принятия новых деклараций о соответствии. Один из крупнейших производителей шампанского в мире Moet Hennessy даже объявлял о приостановке поставок в Россию. Для решения проблемы власти ввели упрощенный порядок переоформления деклараций и объявили мораторий на проверки поставщиков на предмет классификации вин, привлечение к ответственности и изъятие продукции до 31 декабря нынешнего года.
Но, отмечают участники рынка, это стало лишь отсрочкой.
Бизнес рассчитывал, что «правовые пробелы» нового закона будут сняты отдельными поправками, чего не произошло, говорится в обращении.
В результате с 1 января 2022 года вся винодельческая продукция, поставленная на рынок после принятия нового закона, формально станет контрафактом, а значит подлежит изъятию из оборота.
- По оценкам авторов обращения, речь идет о десятках миллионов бутылок стоимостью более 15 млрд руб.
- Бизнес предупреждает, что изъятие такого объема приведет к «колоссальным» убыткам участников рынка, которые уже заплатили за продукцию таможенные пошлины, акцизы, НДС и пр.
- Авторы обращения предлагают продлить мораторий до 31 декабря 2022 года, чтобы реализовать все остатки.
В пресс-службе правительства подтвердили получение письма.
Основатель и президент Simple Group Максим Каширин говорит, что в результате «правового нонсенса» добросовестные импортеры, торговые сети и рестораны могут быть лишены прав на уже приобретенный товар. По его словам, продление моратория станет компромиссным и оперативным решением проблемы. В виноторговой компании Fort подтверждают, что в обороте остается много вин, ввезенных по старым декларациям. «Мы исходим из того, что такая продукция может продаваться, но многие опасаются, что проверяющие органы будут подходить иначе. Так что продление моратория — это верная идея»,— говорят в Fort. В АКОРТ ранее заявляли, что проблем с оборотом вин из-за нового закона не ожидают.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев говорит, что по закону из оборота, например, выпадают фруктовые вина: только в нескольких крупных сетях речь идет о более 1 млн бутылок закупочной стоимостью свыше 130–150 млн руб. А участникам рынка еще грозит рост издержек на утилизацию продукции, выполнить которую будет не так просто из-за ограниченного количества работающих в этой сфере компаний, указывает он.
По словам господина Ставцева, также под списание могут попасть вина по цене от 1 тыс. руб. за бутылку с защищенным географическим указанием или наименованием места происхождения, реализация которых занимает от года до нескольких лет. В первую очередь такие вина представлены в крупных сетях гипермаркетов, а также в специализированной рознице, где в категории более 1 тыс. наименований, указывает он. Как отмечает эксперт, ряд сетей на этом фоне начали предлагать рекордные скидки на премиальные вина, чтобы распродать запасы.