Долговая пропасть

Одной из ключевых проблем энергетики остаются неплатежи за потребляемые энергоресурсы. Несмотря на принимаемые усилия, долги только перед уральскими энергокомпаниями достигают миллиарды рублей. Основная причина — высокий износ оборудования предприятий ЖКХ.

Основными должниками энергетиков являются предприятия сферы ЖКХ

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

В Свердловской области на конец июня 2021 года дебиторская задолженность граждан по оплате коммунальных услуг сформировалась на уровне 20,3 млрд руб. (в том числе безнадежная задолженность — 1,2 млрд руб.). Такие данные приводит Свердловскстат.

Свердловский филиал «ЭнергосбыТ Плюс» поставляет электроэнергию потребителям в  Свердловской области (за исключением Екатеринбурга), а горячую воду и отопление — в Екатеринблурге, Верхней Пышме, Березовском, Нижней Туре, Лесном, Первоуральске. На 1 ноября 2021 года размер задолженности потребителей перед компанией составил порядка 17,9 млрд руб., из которых долг за электроэнергию — 10,5 млрд руб., за тепловую энергию — 7,4 млрд руб. Доля просроченной задолженности составляет порядка 72% (12,8 млрд руб.).

Если рассматривать динамику последних трех лет, то дебиторская задолженность прирастает. Так, на 1 ноября 2020 года задолженность потребителей перед «ЭнергосбыТ Плюс» равнялась 17,6 млрд руб. Впрочем, просроченная «дебиторка» в прошлом году также достигала 12,8 млрд руб. А вот на 1 ноября 2019 года просроченная дебиторская задолженность потребителей за электроэнергию и тепло была ниже (12 млрд руб.) при общем размере дебиторской задолженности компании 17,1 млрд руб.

Кто основные должники

Основными должниками уже не первый год являются предприятия сферы ЖКХ, указывают в «ЭнергосбыТ Плюс». И если сравнивать размеры их задолженности за последние три года, то можно наблюдать тенденцию к увеличению просроченной задолженности, а также появление новых банкротов среди предприятий данной отрасли, подчеркивают в компании.

Чем дальше потребитель находится от Екатеринбурга и других крупных городов Свердловской области, тем его платежная дисциплина хуже, отмечает руководитель управления по работе с дебиторской задолженностью свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» Иван Михеенко. «Потому что там и финансирование похуже, и зарплаты жителей пониже. Если в Екатеринбурге самые высокие зарплаты в Свердловской области, то естественно, в этом городе и платежеспособность потребителей выше. Если даже мы берем категорию ЖКХ, то какая бы ни была управляющая компания, она собирает деньги с жильцов квартир и потом их перечисляет нам. Также и в случае с дисциплиной екатеринбургских потребителей-предприятий. Если бизнес ведется в Екатеринбурге, то, естественно, находящейся в этом городе компании проще платить за коммунальные услуги, чем компаниям из других населенный пунктов в регионе. У потребителей из Нижней Туры, Серова платежная дисциплина похуже, чем в столице региона и городах-спутниках»,— отметил он.

Почему растут долги

Появление долгов связано как с умышленными нарушениями платежной дисциплины, так и с банальным отсутствием денег у потребителей (основная причина задолженности обычных граждан — бытовых потребителей).

В «ЭнергосбыТ Плюс» отметили, что с потребителями-компаниями ситуация сложнее и причины возникновения долгов разнообразней: отсутствие оборотных средств (характерно для всех юридических лиц), недостаточная величина тарифа (для предприятий отрасли ЖКХ), несвоевременные платежи со стороны населения (от этого страдают управляющие компании и ТСЖ).

Иван Михеенко отметил еще один момент: «Ни для кого не секрет, что управляющие компании могут деньгами, собранными с населения, пользоваться в своих целях. Нам они могут говорить, что им население не платит, а на самом деле они, например, покупают какие-то запчасти, тратят собранные деньги на обслуживание, платят клининговым компаниям, вместо того чтобы перечислять средства вовремя гарантирующему поставщику. И для них это удобно, потому что ставки банковского кредита для бизнеса сейчас порядка 16–17%, а мы, если будем взыскивать с этой управляющей компании проценты за просрочку, вправе использовать лишь ставку рефинансирования, которая существенно ниже».

По его словам, аналогичная ситуация складывается с некоторыми промышленными предприятиями. «Если им не хватает оборотных средств, то они идут на нарушение платежной дисциплины, а мы как гарантирующий поставщик их фактически кредитуем под низкую ставку»,— указал Иван Михеенко.

От переговоров до банкротств

При работе с должниками в первую очередь юристы сбытовых компаний используют такой инструмент, как переговоры. Они нужны для понимания сложившейся ситуации у потребителя. «Если в результате переговоров понимаем, что клиенту можно и нужно пойти навстречу, — заключаем соглашение о рассрочке»,— пояснили в компании «ЭнергосбыТ Плюс».

Следующий этап — отправка потребителям информационных писем о задолженности. За письмами следуют досудебные претензии, а при игнорировании и отказе оплатить долги компания обращается в суд. «На данном этапе с потребителем также есть возможность заключить мировое соглашение — уже в суде. Если все ранее предпринятые шаги, в том числе по оплате заключенных рассрочек и мировых соглашений, не увенчались успехом, задолженность взыскивается принудительно — путем предъявления исполнительных документов на взыскание в банк или службе судебных приставов»,— пояснили в пресс-службе Свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс».

Одним из вариантов давления на должников — ограничение энергоресурса

Фото: Сергей Быховец, Коммерсантъ

Иван Михеенко обратил внимание на такой инструмент, как возбуждение процедуры банкротства должника. «Банкротство должника — очень дорогая и крайняя мера. Нужно нанимать конкурсного управляющего, платить ему ежемесячно вознаграждение. И это очень длительная процедура. Если мы понимаем, что клиент — злостный нарушитель, постоянно ворует наш энергоресурс, не оплачивая его ни в каком объеме, то мы инициируем банкротство, заводим на предприятие арбитражного управляющего, и в каком-то объеме взыскиваем долги после реализации имущества должника»,— пояснил он.

По словам Ивана Михеенко, на стадии переговоров есть еще и такой вариант в случае с должниками-предприятиями — «отключить рубильник»: «То есть прекратить поставку энергоресурса. Конечно, эта мера не применима к управляющим компаниям, потому что жителей домов мы отключить принудительно, естественно, не можем. А если это промышленное предприятие и есть техническая возможность, то мы можем ввести ограничение энергоресурса в отношении неплательщика».

В практике сбытовых компаний эффективно показывают себя различные акции по списанию начисленных пеней при оплате всей суммы задолженности. «Это применимо для граждан, у которых копятся пени за просрочку оплаты. Например, акция “К Новому году тают пени”. Если клиент придет до 31 декабря и полностью оплатит накопившийся долг за коммунальные платежи (допустим, за полгода), у него все пени спишутся. Это мотивирует неплательщиков-граждан гасить долги»,— рассказал Иван Михеенко.

Рост долгов приводит к росту тарифов

Рост дебиторской задолженности, и особенно просроченной, негативно влияет как на финансовые показатели компании, так и на составляющую в тарифном плане, ввиду того что неоплаченные объемы энергоресурсов в будущем влияют на увеличение стоимости тарифа. «Клиенты не оплачивают поставленные ресурсы. Региональная энергетическая комиссия (РЭК) эти данные взвешивает, а поскольку ежемесячный тариф “ЭнергосбыТ Плюс” на оптовом рынке “плавающий”, показатель задолженности закладывается в тарифе на следующий период»,— говорит Иван Михеенко.

«Не стоит забывать и о том, что с поступивших денежных средств за проданные энергоресурсы гарантирующий поставщик производит налоговые отчисление. Следовательно, недоплаты со стороны потребителей влияют на снижение отчислений в бюджет. Проблема дебиторской задолженность очень значима для компании, так как составляет наибольшую часть от общей массы задолженности перед предприятием — 80% оборотных активов»,— пояснили в пресс-службе компании.

Где искать деньги

В решении проблем помогают муниципальные гарантии, говорят участники рынка. «Они помогают в случае с потребителями — муниципальными унитарными предприятиями. Как правило, у них старое советское оборудование, которое сейчас в процессе реконструкции, его постоянно нужно ремонтировать, поддерживать в надлежащем качестве, из-за чего у этих МУПов очень большие накладные расходы. И тариф, который у них на сегодня есть, не позволяет покрывать в полной мере все расходы, в первую очередь как раз перед нами как поставщиками ресурсов. МУПы должны платить зарплаты, налоги, а экономят они как раз с недоплаты нам как ресурсопоставляющей организации»,— отметил Иван Михеенко.

Однако для выделения муниципальной гарантии нужно пройти ряд процедур. Например, необходимо получить одобрение городской думы. «Примерная схема такая: допустим, какой-нибудь “Водоканал” копит перед нами долг 2–4 месяца. Мы эти задолженности все просуживаем, обкладываем исполнительными документами расчетные счета должника, направляем приставам, которые производят аресты имущества предприятия. Затем мы связываемся с главой администрации, в зоне ответственности которой находится предприятие. На переговорах говорим, что данное предприятие не может с учетом своего состояния оплачивать нам поставленные ресурсы»,— рассказал Иван Михеенко.

Администрация обращается с городскую думу, депутаты которой принимают решение о выделении муниципальной гарантии как меры помощи и поддержки МУПа. «Обычно осенью проходят заседания городских дум, где депутаты обсуждают бюджет следующего года. И они решают, что необходимо на следующий год под такое-то предприятие заложить муниципальную гарантию в 10 млн руб. на оплату потребленной электроэнергии. После этого мы встречаемся, подписываем договор муниципальной гарантии, и денежные средства по ней по определенному графику поступают к нам из муниципального бюджета»,— объяснил механизм Иван Михеенко.

В текущем моменте, указывают энергетики, для снижения дебиторской задолженности крайне важны меры социальной поддержки как населения, так и потребителей-предприятий. Это могут быть такие меры поддержки, как субсидии, более дешевые кредиты, муниципальные и банковские гарантии.

На решение проблемных вопросов ЖКХ выделяет средства и правительство Свердловской области. Так, 17 декабря губернатор Евгений Куйвашев распорядился направить муниципалитетам дополнительно 1,1 млрд руб. «Деньги позволят обеспечить муниципалитетам бесперебойное прохождение отопительного сезона, избежать отключений энергоресурсов из-за долгов, профинансировать инвестиционные проекты и приобрести контейнеры для ТКО»,— сообщил департамент информационной политики региона.

«По решению губернатора, для расчетов за потребленные территориями газ и уголь в этом году будет направлено 768 млн руб. Это не просто рекорд, а совершенно беспрецедентный случай. Аналогичные вливания предыдущих периодов едва достигали 200 млн руб., а чаще всего были еще меньше. В ближайшие дни эти деньги единовременно получат 38 территорий»,— отметил министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов.

По словам руководителя екатеринбургского офиса юридической фирмы «Арбитраж.ру» Артема Комсюкова, как показывает практика и база судебных решений, большинство предприятий сферы ЖКХ работает в минус. «Низкая платежная дисциплина свойственна как гражданам, так и организациям, что приводит к банкротству тех же управляющих компаний. А это, в свою очередь, ведет к убыткам у непосредственно производящих ресурс организаций. Проблема в том, что при регулировании данной отрасли законодатель пытается усидеть на двух стульях — и ресурсников не похоронить, и социальную функцию выполнить. Обе эти задачи выполняются плохо, отчего страдает вся отрасль»,— считает он.

По мнению участников рынка, в будущем значительно снизить финансовую нагрузку потребителей могут такие проекты, как «зеленая» энергетика, в случае снижения стоимости энергоресурсов, но под это необходимо будет пересмотреть законодательную базу.

Алексей Охлопков

Вся лента