Услуги в дополнение
Энергосбытовые компании в последние годы диверсифицируют бизнес. Помимо продажи электричества и тепла они оказывают достаточно широкий спектр дополнительных услуг, которые не только повышают лояльность клиентов, но и служат источником дополнительных доходов. Среди них модернизация систем теплоснабжения, установка счетчиков тепла.
Как рассказала председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая, в 2019 году среди сбытов был проведен опрос об использовании каналов взаимодействия с потребителями для самостоятельной продажи товаров и услуг, прямо не связанных с поставкой энергоресурсов. Более половины респондентов ответили, что имеют проекты такого рода, а остальные не видят коммерческой привлекательности или же не рассматривают это как возможную сферу деятельности компании.
Дополнительные услуги энергосбытовых компаний достаточно разнообразны. Это и энергосервисные контракты, и услуги по повышению энергоэффективности, и продажа товаров в центрах обслуживания клиентов и через сайт (электротехника, страховки, сим-карты, бытовая техника и т.д.). Это могут быть различные партнерские программы с компаниями из других сфер, а также услуги агрегатора на рынке управления спросом на электроэнергию.
Более 10 лет набор дополнительных услуг предоставляет АО «ЭнергосбыТ Плюс». Из них ключевой сегмент — энергосервисные контракты. Как пояснили в компании, за счет внедрения эффективного технологического решения клиент может получить существенную экономию, например, в потреблении энергоресурсов. Исходя из этой экономии, он и оплачивает эту услугу, не привлекая дополнительные средства. Основная группа заказчиков — крупные промышленные предприятия со сложными технологическими циклами, а также организации ЖКХ, которым необходимо надежное оборудование с меньшей энергоемкостью.
В июле 2019 года в компании был запущен проект по управлению спросом, который предполагает, что потребители электроэнергии могут заработать за счет изменения уровня своего потребления. Снижая потребление своих групп потребителей в определенные часы, агрегаторы (сбытовые компании) и их клиенты получают за это платежи с энергорынка. Для энергосистемы это полезно тем, что позволяет снижать нагрузки в часы, когда они наиболее высоки и потребление находится на максимальных пиках.
Весной 2021 года были приняты подзаконные акты в развитие федеральных законов о микрогенерации. Теперь потребитель электроэнергии может стать просьюмером (тот, который принимает активное участие в процессе производства товаров и услуг, потребляемых им самим). Сейчас любой гражданин-владелец частного дома или предприятие могут продавать сбытовым компаниям не потребленные ими самими «излишки» электрической энергии, выработанной их солнечными, ветряными и прочими электростанциями, по средневзвешенной цене оптового рынка.
По данным Натальи Невмержицкой, в 2019 году в структуре выручки сбытов дополнительные услуги занимали не более 5% по отношению к доходам от продажи электроэнергии. Однако, по мнению экспертов, через несколько лет она может достичь порядка 15%.