Инфляцию не обгонять
Ольга Никитина о росте цен на машины
На прошлой неделе глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал в интервью «России 24», что цены на автомобили российского производства в 2021 году выросли на 5–8%, на импортные машины — в пределах 20%. Как раз примерно в то же время Минэкономики сообщило, что годовая инфляция в РФ ускорилась до 8,22%. Выглядит вполне логично: по мнению Минпромторга, цены на отечественные машины укладываются в инфляцию и даже с запасом, а то, что дорожает импорт — так на то министерство и развивает программу локализации. Правда, если посмотреть на данные Росстата, картина сразу портится: удорожание отечественных легковых машин с января по ноябрь составило 13,3%, иностранных марок любого производства — 14%. Это еще довольно оптимистично: по расчетам “Ъ”, цены выросли на 20% уже к концу третьего квартала.
Сходное заявление Денис Мантуров сделал и в прошлом году, сообщив в ноябре в интервью ТАСС, что рост цен на автомобили будет в пределах инфляции. Судя по данным Росстата, он оказался вдвое быстрее: 9,4% для новых отечественных автомобилей и 10,3% — для машин иностранных брендов (как локально собранных, так и импортированных).
Минпромторг и Росстат по-разному выделяют категории машин для анализа цен: министерство говорит о производстве в РФ и импорте, а Росстат — о российских и иностранных марках (некоторые из которых производятся в РФ). Минпромторг ориентируется на рекомендованные розничные цены автопроизводителей, а Росстат — на цены автосалонов, «где на фоне дефицита местами отмечаются неоправданные случаи завышения», пояснили мне в министерстве. Тем не менее тот факт, что расхождение в оценках столь значительно, заставляет задуматься об их корректности. К примеру, рекомендованная розничная цена бестселлера рынка — Lada Granta в кузове седан — по данным журнала «Авто.ру», на 1 января составляла 488,9 тыс. руб., а в декабре — 587,9 тыс. руб., то есть выросла на 20% (с учетом стоимости заводских пакетов аксессуаров). К тому же потребителей, конечно, интересует, за сколько машину реально можно купить, а не за сколько ее считает нужным продать автозавод.
Но важнее даже другое: неясно, почему вообще цены на автомобили должны укладываться в инфляцию. Понятно, что государство стремится уложить изменение цен в величину инфляции, и с подобными заявлениями регулярно вынуждены выступать коллеги господина Мантурова по правительству, когда речь идет о бензине или продуктах питания. Но автомобили явно не относятся к социально значимым товарам. Непонятно также, зачем государству брать на себя даже моральную ответственность за динамику цен на машины, если оно такие цены не регулирует и повлиять на них не может. К тому же цены в этом году росли во всем мире из-за глобального дефицита комплектующих.