«Мы точно против деприватизации»
Блицинтервью
На этой неделе Минэнерго планирует внести в правительство законопроект о создании в регионах системообразующих территориальных сетевых организаций (ТСО). Это откроет дорогу к консолидации электросетей в регионах. О том, вырастут ли в результате тарифы на электроэнергию, а также будут ли активы мелких частных ТСО забираться бесплатно, рассказал “Ъ” заместитель министра энергетики Евгений Грабчак.
— Когда в регионах появятся системообразующие ТСО?
— Мы надеемся, что ТСО в таком статусе заработают начиная со следующего периода регулирования. Рассчитываем, что Госдума примет поправки к 35-ФЗ «Об электроэнергетике» весной 2022 года, а все подзаконные акты по критериям ТСО будут опубликованы до 1 октября 2022 года — в таком случае объекты электросетевого хозяйства (ЭСХ) ряда мелких сетевых компаний, которым не будет установлен тариф на 2023 год, перейдут под эксплуатацию опорной ТСО.
— По каким критериям будут отбираться системообразующие ТСО?
— Критерии разрабатываются. Будут учитываться крупность, доля необходимой валовой выручки (НВВ) компании в регионе, достаточность собственного персонала, спецтехники, аварийного запаса, время ликвидации нарушений энергоснабжения, инвестиции в реновацию распредсети и так далее. Организация должна продемонстрировать свою способность устойчивого функционирования и обеспечения надежного энергоснабжения конечных потребителей. Наличие инвестпрограммы также должно быть обязательным критерием. До конца первого квартала 2022 года планируем доработать проект постановления о критериях опорной ТСО. По нашим планам, постановление также будет опубликовано до октября следующего года.
— Сколько опорных ТСО будет в регионе?
— Целевая модель — одна системообразующая ТСО в регионе.
— Как будет работать механизм передачи мелких сетей в системообразующую ТСО?
— Опорная ТСО будет обязана заключить договоры пользования с отлагательными условиями с теми ТСО, которым на следующий период регулирования не будет установлен тариф. Если ТСО не успела самостоятельно передать имущество в другую компанию до начала очередного периода регулирования, на который ей не установлен тариф, то договор вступит в силу автоматически с 1 января этого периода и опорная ТСО начнет эксплуатировать объекты ЭСХ.
По сути, создается инструмент, похожий на механизм гарантирующего поставщика (ГП). У такой ТСО будут специальные права и специальные обязанности. Например, в случае нарушения электроснабжения в регионе опорная сетевая компания по решению регионального штаба гарантированно восстановит электроснабжение потребителей независимо от того, к каким сетям такие потребители подключены. Также системообразующая ТСО обязана подбирать все бесхозные сети в регионе, но затем она имеет право компенсировать затраты через тариф в следующем периоде регулирования.
— Опорная ТСО при консолидации мелкой компании или бесхозных сетей сможет поднимать свой тариф выше инфляции?
— У региона уже есть право с учетом состояния инфраструктуры энергетики и ЖКХ обоснованно поднимать тариф выше предельного уровня инфляции. Это позволяет снизить изношенность сетей, увеличить полезный отпуск электроэнергии, повысить надежность энергоснабжения конечных потребителей. Если регион нуждается в развитии инфраструктуры и экономики, такой шаг целесообразен.
— Насколько увеличатся тарифы в результате консолидации сетей?
— Рост тарифов на передачу электроэнергии не является прямым эффектом от консолидации. Напомню, что тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством и ограничены уровнем инфляции. Консолидация может привести к перераспределению тарифа в рамках котла (формируется в регионе из тарифов всех сетевых организаций.— “Ъ”). Затраты крупной компании в расчете на условную единицу априори должны быть ниже из-за эффекта масштаба. Когда мы вливаем тариф мелкой компании в системообразующую ТСО, то должна возникнуть экономия. Эту экономию можно направить на реконструкцию сетей. Конечно, на тариф могут оказать влияние бесхозные сети, которые вообще не тарифицируются. Но бесхозных сетей, по нашим оценкам, не так много, и влияние будет незначительным.
— Статус системообразующих ТСО в основном получат дочерние компании «Россетей»?
— Мониторинг показывает, что статус могут получить крупные региональные компании. Среди них не только дочерние компании «Россетей», но и «РусГидро» на Дальнем Востоке, АО «Сетевая компания» в Татарстане, Иркутская электросетевая компания и так далее. Как правило, у крупных организаций на порядок выше состояние сетей и готовность реагирования на нештатные ситуации.
В последнее время энергетики много средств вкладывали в основном в опорную сеть напряжением 35 кВ и выше, слишком мало внимания уделялось распределительной сети, она в неудовлетворительном состоянии. «Россети» и другие крупные компании уже вовлечены в эту работу, поэтому они более подготовлены. Кроме того, мелкие частные компании не могут привлекать бюджетные инвестиции: у них нет никакой ответственности.
Повторюсь, из-за действий недобросовестных собственников сетей страдает не только население, но и экономика регионов. Такая ситуация наблюдается во многих регионах страны. Например, огромные проблемы с компанией «Дагэнержи» в Махачкале: буквально месяц назад топ-менеджера компании арестовали за очередные махинации со сбором денег. В Дагестане постоянно наблюдаются отключения, много бесхозных сетей и самовольных подключений. В Приморском крае сегодня работают 32 ТСО, но после ледяного дождя в прошлом году первыми восстановили работу сети Дальневосточной распределительной сетевой компании (входит в «РусГидро»), а потом еще помогали остальным ТСО в регионе. Похожие ситуации в Новгородской, Псковской, Вологодской областях, республиках Северного Кавказа, Чувашии. Но важно понимать, что уже сами регионы обращаются с просьбой о содействии в реализации консолидации. Изменения запущены.
— Системообразующие ТСО будут получать активы мелких ТСО бесплатно?
— Мы точно против деприватизации. Никто не запрещает компании после лишения статуса ТСО сохранить право собственности над объектами. Должна быть обеспечена непрерывность энергоснабжения потребителей. Собственник может передать имущество в аренду, либо он может продать имущество или подарить. Нет необходимости вмешиваться в гражданско-правовые отношения. Предусматривается возможность собственника передать свои объекты ЭСХ в эксплуатацию опорной ТСО, в случае если он не успеет самостоятельно продать или сдать в аренду до начала очередного периода тарифного регулирования свои объекты, а опорная ТСО получит право эксплуатации и право получения тарифа на содержание этих объектов.
Сейчас много мелких региональных сетевых компаний пользуются пробелами регулирования: региональные органы власти не всегда следят за инвестиционными программами и эффективностью сетей из-за нехватки сил и средств. Кроме того, до недавнего времени не было четких механизмов ликвидации неэффективных ТСО. Мы вводим эти механизмы.
— Минэнерго уже внесло в правительство проект постановления о новых критериях для малых ТСО?
— Да. Во-первых, речь идет о лишении статуса ТСО компаний, которые владеют сетями только на праве аренды. Сейчас любое юрлицо может взять в аренду сети у муниципалитета, но в такой ситуации имущество редко эксплуатируют добросовестно. Теперь ТСО будет обязана являться владельцем оборудования. По нашим оценкам, этому критерию не соответствуют около 15% малых ТСО, это порядка 240 компаний. Во-вторых, заработают физические критерии по общей мощности подстанций и протяженности сетей. С 2023 года ТСО должны иметь минимум 20 км сетей и 15 МВА по мощности. Постепенно к 2026 году параметры вырастут до 300 км и 150 МВА.
— Малые ТСО считают, что 90% компаний не пройдут по критериям в 300 км и 150 МВА. Вы согласны с такими оценками?
— Большое количество ТСО не смогут соответствовать этим значениям, по нашим оценкам, около 70–75%. Параметры в 300 км и 150 МВА может иметь ТСО, которая обслуживает средний город уровня районного центра. Это примерно 250–300 ТСО. Но эти параметры технически и экономически обоснованы. При таких объемах компании, как правило, достаточно тарифа для содержания минимального объема оборудования, персонала, ремонтной техники для управления сетью в круглосуточном режиме. На таких объемах можно достичь окупаемости и экономической эффективности. Но мы будем двигаться постепенно.
— Есть малые ТСО, которые более экономически эффективны по сравнению с крупными компаниями. Но по формальным критериям они уйдут с рынка. Вы считаете, это справедливо?
— Сетевая деятельность — технологически сложная, связанная с обеспечением жизнедеятельности людей и экономики. Основания пойти на такие решения и установить единые параметры для всех есть. У нас более 1,5 тыс. ТСО, и изучить досконально их деятельность со стороны федерального центра не представляется возможным. Да, всегда есть тот, кто может показать более эффективное отношение к сетевому хозяйству. Наша цель взять лучшие практики и распространить на крупные ТСО.
— Какие еще требования появятся к ТСО?
— ТСО, владеющие только распредсетью, будут проходить оценку готовности к осенне-зимнему периоду (ОЗП). Методика оценки и расчета индекса надежного функционирования активно обсуждалась в отрасли. Прототипом была методика оценки готовности крупных сетей, которая применяется уже пять лет и позволяет выявлять риски. Компании будут отчитываться по группе параметров: например, ремонтная программа в денежном и физическом объемах, эффективность ремонтов, статистика аварийности и срок устранения нарушений и так далее. Мониторинг будет проходить каждый месяц. Если компания не выполняет все требования по методике три года подряд и имеет высокие риски нарушения надежного функционирования, то регион имеет право лишить такую компанию тарифа. Отмечу, что методика живая, мы готовы вносить в нее изменения, чтобы обеспечить точность методологии.
— Сейчас в России 1,5 тыс. ТСО. Есть ли целевой показатель, сколько в итоге должно остаться?
— Цели нет. По нашим оценкам, около 25–30% компаний, работающих сегодня, в 2026 году будут соответствовать всем вводимым критериям. Но допускаем, что отдельные ТСО смогут изучить критерии, усовершенствовать свою работу и выполнить все требования.
— Почему нельзя использовать экономические стимулы? Например, применить методику регулирования тарифов по эталонам, которая почему-то буксует.
— Мы поддерживаем переход на эталоны. Но это очень сложно реализовать. Надо собрать огромную статистику по регионам. Придется создать второй ФЦЦС, который будет разбираться в расценках и адаптировать их по каждому региону. Конечно же, нужно заняться бенчмаркингом и посмотреть расходы на одну условную единицу в целом по стране и разобраться в этом. Мы смотрели только на параметр крупности: более крупные ТСО имеют меньшие расходы на условную единицу. Но надо учитывать и другие факторы: топологию текущей сети, регион, местность, погодные условия и так далее.
— А введение финансовой ответственности для ТСО за неисполнение требований могло бы стать альтернативой формальных критериев?
— Конечно, могло бы. И такие критерии уже существуют, например, показатели средней продолжительности прекращений электроснабжения и средняя частота повторений таких прекращений. Но с 2018 года практически ни разу ни один регулятор не применил штрафы к НВВ в отношении ТСО по таким критериям. Эту методику мы тоже сейчас совершенствуем, но пока формируем культуру финансовой ответственности среди ТСО, страдают потребители и движения к повышению надежности их энергоснабжения не происходит.
Подчеркну, что мы изначально предлагали уйти от обязательных требований и ввести финансовую ответственность. Например, на рынке электроэнергии и мощности есть штрафы, которые хорошо работают. Мы разрабатывали методологию, хотели вводить материальную ответственность, в том числе за неисполнение обязательных требований в сетевом секторе. Активно консультировались с энергетиками: выяснилось, что пока отрасль не готова. Пришло много негативных откликов, много опасений и от крупных, и от мелких игроков. Решили пока повременить, хотя мысль правильная, вернемся к этому.