Новым годом сыт не будешь
Нижегородские рестораторы отмечают снижение спроса на корпоративы на 20%
Спрос на проведение новогодних корпоративов в кафе и ресторанах Нижнего Новгорода сократился по сравнению с допандемийным 2019 годом на 20%, говорят опрошенные «Ъ-Приволжье» участники рынка. Снижение они объясняют падением покупательной способности населения и бизнеса и связанным с этим отказом от масштабных празднований. Другим препятствием они называют введение требований о наличии QR-кодов у посетителей. Кроме того, рестораторы говорят, что не смогут заработать как прежде из-за роста цен на услуги музыкантов и аниматоров.
Проведение новогодних корпоративов в кафе и ресторанах в этом году менее популярно, чем в допандемийные годы, сообщили «Ъ-Приволжье» участники нижегородского ресторанного рынка. Несмотря на то, что губернатор Глеб Никитин разрешил заведениям в новогоднюю ночь принимать гостей с QR-кодами о вакцинации от COVID-19 или сертификатами об иммунизации, в 2021 году тратиться на праздник готовы не все компании.
Президент группы компаний ПИР и глава Федерации рестораторов и отельеров в Нижнем Новгороде Александр Котюсов оценивает падение спроса к 2019 году на 10–20%, напоминая, что предыдущий декабрь «был самым ужасным в истории» рестораторов. «Корпоративные мероприятия сегодня заказывают не слишком активно. Самой "корпоративной" выдалась прошлая пятница 24 декабря, было очень много народу. В будние дни подобной активности нет. Видимо, это связано с покупательной способностью населения. Кроме того, многие компании отменили корпоративы из-за нехватки средств. Сказалось и то, что долгое время было непонятно, разрешат работать ресторанам или нет. Поэтому корпоративы, которые планируются крупными компаниями за несколько месяцев, не были назначены», — пояснил господин Котюсов.
По оценке ресторатора, сегодня лишь половина заведений, которые ранее проводили новогодние вечера, решились организовать мероприятия в новогоднюю ночь. Причина не только в требовании к гостям иметь QR-код, но и в росте цен на смежные услуги — аниматоров, диджеев, ведущих и музыкантов.
«Цены выросли очень сильно, по некоторым позициям в полтора-два раза. Когда мы считали, насколько выгодно проводить новогоднюю ночь, то выяснилось, что в ряде случаев можно только окупить затраты», — добавил глава ассоциации.
Кроме того, рестораторы в новогоднюю ночь несут дополнительные расходы на оплату труда персонала, который еще предстоит отправить домой на такси, а снизить цены в меню многие заведения не могут себе позволить, иначе окажутся в минусе. В итоге праздник окупится лишь при полной загрузке заведений, считает Александр Котюсов.
«Спрос на новогоднюю ночь есть. Люди в прошлом году не отмечали, и есть компании, которые хотят отпраздновать. Но их меньше, чем в 2019 году», — подытожил господин Котюсов.
Соавтор проекта «Горячо» Александр Сурин соглашается, что спрос на корпоративы в 2021 году по сравнению с допандемийным 2019-м упал. «Это связано с тем, что крупные компании, которые раньше широко отмечали праздники, отказались от них. По нам это сильно ударило, поскольку у нас достаточно развитой банкетный сервис, и в этой связи декабрь всегда был весьма загруженным месяцем. Сейчас недобор заказов около 40% из-за того, что крупнейшие предприятия региона отменили выездные банкеты», — посетовал господин Сурин.
Он считает, что падение спроса вызвано не только снижением покупательной способности, но и требованиями иметь QR-коды: «Многие посетители не хотят их получать по личным убеждениям, другие пока не привиты вторым компонентом вакцины. Например, средний бизнес готов устраивать корпоративы, но для людей поход в ресторан — приятное, культурное времяпрепровождение, досуг, во время которого они не хотят думать о том, придет или не придет в ресторан с проверкой Роспотребнадзор. Мы помним, как в прошлом году по центральным каналам показывали СОБР, который вламывался в кафе и заламывал руки посетителям. Поэтому кто-то проводит мероприятия с учетом сегодняшней повестки, а у кого-то живы в памяти картинки прошлого года. В конце концов, сходить в "Пятерочку" взять колбасы, купить какой-то напиток будет дешевле», — рассуждает Александр Сурин.
По его словам, ограничения также сказались на посещаемости кафе: число обедающих в его заведениях сократилось в среднем вчетверо, гости стали активнее брать еду навынос.
Гостиницы и отели, напротив, наблюдают рост спроса на бронирование номеров в новогодние праздники, говорит президент Ассоциации отельеров Нижегородской области Константин Клюев.
«Загрузка в новогодние праздники традиционно радует. В этом году Нижний Новгород стал новогодней столицей России, прогремело 800-летие города. В целом все отели готовы. Те, кто хотели "загрузиться" по полной программе, сумели это сделать», — рассказал господин Клюев. Он добавил, что гостиничный бизнес на фоне общего роста цен в России повысил стоимость своих услуг в январские праздники примерно на 30%.