Городам объединяют маршруты

Депутаты поддержали слияние саратовского и энгельсского транспортных предприятий

Депутаты Саратовской областной думы на заседании комитета по бюджету, налогам, промышленности и собственности одобрили законопроект, согласно которому со следующего года должно произойти объединение муниципальных предприятий «Саратовгорэлектротранс» и «Энгельсэлектротранс». Объединенное предприятие будет находиться на балансе правительства области. Депутаты утверждают, что это позволит получать федеральное финансирование под региональные инфраструктурные проекты. Впервые инициативу об объединении двух транспортных предприятий год назад высказал глава Саратова Михаил Исаев.

Повышать доходность саратовского электротранспорта планируют путем увеличения тарифов

Фото: Сергей Петунин

Законопроект о слиянии МУП «Энгельсэлектротранс» с МУПП «Саратовгорэлектротранс» и передаче объединенного предприятия на баланс правительства Саратовской области рекомендован к принятию на ближайшем заседании регионального заксобрания. Такое решение вчера в ходе работы комитета по бюджету, налогам, промышленности и собственности приняли депутаты Саратовской областной думы. Ожидается, что законопроект будет принят на внеочередном заседании 28 ­декабря.

Законопроект представлял министр транспорта и дорожного хозяйства региона Алексей Петаев. Он отметил, что принятие законопроекта позволит «повысить качество транспортного обслуживания населения в рамках саратовской агломерации и развития инфраструктуры». По словам господина Петаева, документом «перераспределяются полномочия, связанные с организацией регулярных перевозок, между органами МСУ Энгельсского района, Энгельса, Саратова и органами государственной власти». Имущество обоих муниципальных предприятий будет передано в собственность Саратовской области.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что развитие транспортной инфраструктуры будет вестись в рамках федеральных целевых программ и федеральных инфраструктурных проектов. Сейчас в Саратове и Энгельсе действуют 139 муниципальных автобусных маршрута, 23 маршрута городского электротранспорта, на них предусмотрена работа 1371 транспортного средства различных классов.

Впервые инициатива о слиянии МУП «Энгельс­электротранс» и МУПП «Саратовгорэлектротранс» прозвучала в декабре прошлого года от главы Саратова Михаила Исаева. Тогда он объявил, что этим займутся профильные ведомства и им «придется не один раз сесть за стол переговоров» при обсуждении этого вопроса.

За день до этого в СМИ появилось обращение председателя профсоюза МУП «ЭЭТ» Ирины Садчиковой к Михаилу Исаеву. «В настоящее время сложилась непростая кадровая обстановка, в связи с повышением заработной платы работникам МУПП „Саратовгорэлектротранс“ произошел резкий отток сотрудников энгельсского троллейбусного депо. Установить заработную плату аналогичную городу Саратов у предприятия нет финансовой возможности. Решить данный вопрос поможет слияние МУПП „Саратовгорэлектротранс“ и МУП „ЭЭТ“»,— написала она.

В октябре этого года директор СГЭТ Владимир Прохоров утверждал, что в Саратове средняя зарплата водителя троллейбуса на электротранспорте составляет порядка 60 тыс. руб., трамвая — 50 тыс. руб. Зарплаты в ЭЭТ вдвое меньше.

Оба предприятия находятся в сложной экономической ситуации. «Саратовгорэлектротранс» начал работать с прибылью только в 2018 году, получив 989 тыс. руб. чистой прибыли, до этого предприятие долгое время работало в убыток за счет бюджетных субсидий. В 2020 году, по данным kartoteka.ru, прибыль СГЭТ составила 138,2 млн руб., при этом в том же году из резервного фонда Саратовской области предприятию было выделено 203 млн руб. Убыток «Энгельсэлектротранса» за 2020 год составил 8,07 млн руб. В 2018 году занимавший пост главы Энгельсского района Александр Стрелюхин говорил о необходимости обновления подвижного состава, однако средств у муниципалитета нет, так как «бюджет не резиновый».

Алексей Петаев отметил, что объединение предприятий будет происходить в течение переходного периода, то есть до конца 2022 года, на этот срок потребуется 88,5 млн руб. из бюджета Саратовской области. На всю процедуру слияния необходимо 354 млн руб. И.о. министра финансов области Ирина Бегинина отметила, что необходимые для этого средства будут изыскиваться из дополнительных доходов бюджета. Министр транспорта региона добавил, что пока речи о самоокупаемости нет.

Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Иван Козаченко отметил, что повышать доходную часть предприятия правительство области планирует за счет роста тарифов на проезд с мая следующего года. Размер повышения стоимости поездки господин Козаченко не ­уточнил.

Представители КПРФ в Саратовской областной думе усомнились в целесообразности слияния предприятий. Депутат Александр Анидалов предположил, что область забирает управление транспортными предприятиями, так как муниципалитеты не справились с этой ­задачей.

Глава комитета по бюджету, налогам, промышленности и собственности Алексей Антонов считает, что объединение возможно только в случае создания государственного предприятия, а «затевать эту историю», чтобы в федеральные инфраструктурные проекты с дополнительным финансированием попадал только Саратов, бессмысленно. При этом другие города в проект не попадают, так как он будет работать в рамках одной (саратовской) агломерации.

По поводу объединения предприятий вчера высказался спикер Государственной думы Вячеслав Володин. Он отметил, что местные власти должны разработать программу развития городского электротранспорта. «Надо думать, что делать со старыми депо, которые не могут вместить весь транспорт. Должна быть программа развития троллейбусного движения, системная работа. Задача одна — развивать городской электротранспорт»,— заявил господин Володин.

Сергей Петунин

Вся лента