Закон повернули к бизнесу
Губернатор Ульяновской области решил чаще советоваться с предпринимательским сообществом
Только что принятый закон Ульяновской области, повышающий стоимость патентов для различных отраслей малого бизнеса, по решению губернатора региона Алексея Русских будет изменен с учетом предложений предпринимательского сообщества. Изменения коснутся торговых точек на селе и грузоперевозчиков, повышение стоимости патентов для которых могло отрицательно сказаться на экономике региона. Региональный бизнес-омбудсмен считает решение губернатора правильным и отмечает, что причиной отмены ранее принятых решений облправительства стало поспешное принятие законопроекта без оценки регулирующего воздействия. По словам омбудсмена, во избежание повторения подобных ситуаций губернатор рекомендовал создать при главе региона отраслевой совет бизнеса.
Только что принятый закон Ульяновской области, повышающий стоимость патентов для бизнеса, по решению губернатора региона Алексея Русских будет изменен. Об этом в понедельник сообщила пресс-служба губернатора.
Закон № 136ЗО, вносящий изменения в региональный закон о патентной системе и повышающий стоимость патента для различных сфер бизнеса, был принят в ноябре заксобранием региона и подписан губернатором 26 ноября. Вскоре после этого представители ряда сфер бизнеса стали высказывать недовольство многократным ростом стоимости патентов. Особенно озабоченность проявили представители грузоперевозок и владельцы торговых точек на селе. Руководитель реготделения «Опоры России» Николай Солодовников и бизнес-омбудсмен Екатерина Толчина заявили, что они дали бы законопроекту отрицательную оценку, но с ними документ не согласовывался, с бизнес-сообществом не обсуждался. В правительстве области в ответ на это отмечали, что корректировать закон о патентах не намерены. 10 декабря госпожа Толчина направила губернатору региона обращение, отмечая, что по новому закону произойдет «увеличение в 2022 году (в сравнении с 2021 годом) налоговой нагрузки для предпринимателей-грузоперевозчиков в 14(!) раз», в то время как и без того грузоперевозки отнесены «к отраслям, пострадавшим от пандемии».
Сами грузоперевозчики приняли решение, что если ситуация до конца года не изменится (в случае перехода на иную систему налогообложения им необходимо известить об этом налоговые органы до конца года), то они выйдут на акцию протеста 30 декабря.
14 декабря Алексей Русских поднял вопрос об этом аппаратном совещании. Первый заммэра Алексей Гаев, признавая, что город «является основным бенефициаром» увеличения стоимости патента, отметил, что «принятые платежи справедливые», и что учитель начальных классов платит в виде НДФЛ в бюджет больше, чем патентодержатели. Ему возразил глава регионального центра развития предпринимательства Руслан Гайнетдинов, пояснивший, что в принятом законе «есть перегибы», касающиеся торговых объектов на селе, работающих на пределе рентабельности, и грузоперевозчиков. Так, по его словам, в Ульяновске стоимость патента для одного грузового автомобиля по новому закону равна 123 тыс. руб., в то время как в Самаре — 19,560 тыс. руб., в Саратове — 14,400 тыс. руб. «И если за последние два года большое количество грузоперевозчиков перешли из соседних регионов в Ульяновскую область, то теперь они и многие другие перейдут к соседям»,— сказал господин Гайнетдинов, подчеркнув, что в итоге регион не выиграет, а только потеряет в налогах.
В минувшую пятницу, как сообщает пресс-служба губернатора, председатель облправительства Владимир Разумков представил губернатору предложения по корректировке закона о патентах, подготовленные рабочей группой, созданной с участием предпринимателей, представителей бизнес-сообщества и заксобрания по поручению Алексея Русских.
Согласно предложениям рабочей группы, откорректирована базовая доходность для патентов сферы торговли, кроме того, снижена в стоимости патента стоимость квадратного метра торговых площадей. Торговые точки по месту расположения разделены на несколько категорий по зонам. Первая зона включает близлежащие крупные населенные пункты — Ульяновск, Димитровград, Новоульяновск и Чердаклы (чтобы предприниматели, имеющие там торговые точки, могли взять один патент), здесь при наличии торгового зала стоимость квадратного метра снизится с 12 тыс. руб. за 1 кв. м до 11 тыс. руб. за кв. м, а без торгового зала — с 10 тыс. руб. до 9 тыс. руб., в райцентрах стоимость кв. м снизится также на 1 тыс. руб. до 10 тыс. руб. и 8 тыс. руб. соответственно. В сельских торговых точках устанавливается плата в размере 1 руб. за кв. м при установленной нулевой базовой доходности.
Для грузоперевозчиков рабочая группа предложила два варианта расчета стоимости патента: либо от количества автомобилей, либо от грузоподъемности, но в любом случае конечная стоимость должна быть не выше средней стоимости по ПФО (от 18 тыс. руб. до 23 тыс. руб.). «У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, предпринимателей и тот, и другой вариант устраивает, но главное, как сказал губернатор, надо учитывать конъюнктуру вокруг»,— отметил Руслан Гайнетдинов.
Министр экономического развития Николай Зонтов пояснил «Ъ», что по грузоперевозчикам выберут оптимальный вариант, и затем предложения рабочей группы будут сформулированы в законопроект, который, как ожидается, вынесут на рассмотрение заксобрания в конце января 2022 года.
Региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Екатерина Толчина в беседе с «Ъ» отметила, что на ее памяти в Ульяновской области это впервые, когда только что принятый закон решено откорректировать с учетом реакции предпринимательского сообщества. Она считает это достойным шагом губернатора, на фоне «достаточно жесткой позиции финансовоэкономического блока».
В то же время госпожа Толчина еще раз обратила внимание на то, что всей этой ситуации могло не быть, если бы те, кто готовил законопроект, прежде обсудили его с предпринимателями. Именно поэтому в минувший четверг на встрече губернатора с предпринимательским сообществом было принято решение, что впредь всем законопроектам, касающимся предпринимательства, необходимо давать отраслевую оценку регулирующего воздействия. «Именно поэтому Алексей Русских и предложил создать при губернаторе отраслевой совет бизнеса, с помощью которого губернатор мог бы иметь обратную связь по различным проблемам бизнеса»,— сказала Екатерина Толчина. По ее словам, в совет войдут представители всех отраслей МСП — строительства, перевозок, торговли, услуг, ресторанного бизнеса и т.д. И это решение теперь послужит толчком к формированию объединений предпринимателей по отраслям, необходимость в которых уже давно назрела, и значимость которых теперь оценят и сами предприниматели, заметила бизнес-омбудсмен.