Дешевых денег долго не бывает
Правительству пришлось добавить средства в программу льготных кредитов
Белый дом под конец года выделил допфинансирование на субсидирование льготных кредитов малому бизнесу по программе 1764. Решение вызвано высоким спросом — лимиты по программе в большинстве банков были исчерпаны уже весной, однако на практике наиболее активно по ней кредитовались «мимикрирующие» под малое и среднее предпринимательство «дочки» крупных холдингов, из-за чего потребовалась донастройка условий выдачи. Проблемы перекоса на рынке льготного кредитования в свежем отчете признает и ЦБ, хотя в целом аналитики указывают на позитивный эффект программ господдержки для малого бизнеса.
Правительство добавит денег на поддержку льготной кредитной программы для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) –— речь идет о так называемой программе 1764, по ней предприниматели могут взять заем на инвестиционные цели и пополнение оборотных средств. В мае Белый дом уже расширял бюджет программы на 8 млрд руб., на этот раз власти выделят еще 498 млн руб.— суммарно общий объем субсидирования программы в 2021 году достигнет 38,6 млрд руб. Решение объясняется повышенным спросом — по программе максимальная ставка для МСП не должна превышать ключевую ставку ЦБ, увеличенную на 2,75 процентного пункта, а разницу между льготной и рыночной ставками банкам компенсирует бюджет.
На начало декабря кредитный портфель программы превысил 1 трлн руб.— такой объем предусмотрен и нацпроектом по развитию МСП.
Лимиты по программе в большинстве банков были исчерпаны уже к лету, и деловое сообщество просило увеличить ее финансирование. «Льготная кредитная программа вызывает высокий интерес у предпринимателей... Для них это дополнительные ресурсы на инвестиционные цели, рефинансирование и пополнение оборотных средств»,— пояснил вчера на совещании с вице-премьерами глава правительства Михаил Мишустин.
Ускоренное расходование средств программы в 2021 году вызвано постепенным восстановлением бизнеса после коронавируса и потребностью в инвестсредствах, а массовые выдачи подстегнуло смягчение условий программы в пиковый период кризиса COVID-19 (расширение перечня заемщиков, допуск заемщиков с задолженностями по налогам и зарплатам).
На практике средствами поддержки МСП воспользовались и «дочки» крупных компаний, например SPV в сфере строительства (специально создаваемые проектные компании), показал летний мониторинг Минэкономики.
Тогда ведомство ограничило субсидии для строительных компаний и дифференцировало максимальный размер кредита: для микро- и малых предприятий — до 200 млн и 500 млн руб., для средних — до 2 млрд руб. С 2022 года также вводятся требования к банкам — не только по объему выданных кредитов, но и по числу получателей для расширения охвата программы.
Тенденция характерна для льготных программ. Так, в обзоре рынка кредитования МСП за первое полугодие ЦБ фиксирует, что максимум кредитов со ставкой до 3% (пятая часть кредитного портфеля) получил в основном строительный бизнес, в том числе SPV. В количественном выражении на стройку приходится лишь 9% заемщиков, а 35% — на сферу торговли. При этом более половины компаний пострадавших отраслей (торговля — 51%, транспортировка и хранение — 62%) вынуждены были занимать по высоким ставкам (от 15% годовых).
В целом же в ЦБ признают, что программы финансовой поддержки МСП обеспечили рост деловой активности в секторе в первом полугодии, но рост ключевой ставки может негативно сказаться на доступности кредитов для малого бизнеса.
В перспективе рекомендуется стимулировать альтернативные механизмы финансовой поддержки сектора — «зонтичные» гарантии, проектное финансирование, выход малых компаний на биржу, краудфандинг и факторинг.