В дуэте с Йодой
«Аквариум» сыграл в Москве
Борис Гребенщиков и группа «Аквариум» выступили при аншлаге в столичном клубе «19/30». Борис Барабанов считает, что лучший подарок столичным меломанам на Новый год трудно было себе представить.
На рекламных постерах концерта «Аквариума» лидер группы Борис Гребенщиков выглядел настоящим стимпанковым Дедом Морозом, и вполне логично было ожидать от этого концерта новогоднего настроения и всевозможных чудес. Однако начался вечер отнюдь не на праздничной ноте. Борис Гребенщиков первым делом сообщил зрителям, что флейтиста группы, ирландца Брайана Финнегана, играющего в «Аквариуме» с 2006 года, задержали в аэропорту и не пустили в Россию: «Его взяли под белые ручки, отобрали у него паспорт, посадили в каталажку, где он просидел восемь часов, всю ночь. А утром сказали, что "нам такие, как вы, не нужны", и выкинули его за собственный счет обратно под конвоем. Что хотите, то и делайте с этим. В этой истории нет положительного конца».
Позднее Борис Гребенщиков уточнил для “Ъ”: «Брайан прилетел вечером в Москву; у него отобрали паспорт без объяснения причин, потом сказали, что прилетевшим из Латвии въезда нет, и держали до утра, не отдавая паспорта, а потом под конвоем посадили на рейс на Прагу. Учитывая тот факт, что в Риге он просто делал пересадку и в Латвии, можно сказать, не был, это поведение необъяснимое и некорректное. Жаль, потому что это травма, и дальнейшие концерты с ним в России теперь под вопросом».
Первая песня концерта «Мое имя пыль» с текстом об эпохе, отправляющей «ненужных под нож», стала логичным продолжением истории с флейтистом. В целом сет-лист концерта, как это принято у БГ, представлял собой непредсказуемую комбинацию песен из разных времен «Аквариума». Группе в следующем году исполняется 50 лет — мягко говоря, есть из чего выбирать. Вероятно, самой старой из исполненных песен была «Кто ты теперь» — ей в этом году исполнилось 40 лет.
Из песен, которые появились в период после последнего номерного альбома «Знак огня» (2020), самое сильное впечатление произвело заворожившее публику полотно «Махамайя». Эта десятиминутная композиция с бесконечным количеством куплетов удивительным образом совмещает в себе грусть-тоску образца «Русского альбома», индийскую мифологию и тему встречи настоящего и иллюзорного миров из «Матрицы». Во всяком случае, это следует из объяснений, которые Борис Гребенщиков давал насчет песни на концертах.
Еще одним эмоциональным пиком стала песня «Истребитель» из альбома «Аквариума» «Снежный лев» (1996). Песня была написана в период первой чеченской войны, и в те годы слова про апостола Андрея, который «носит люгер-пистолет», выглядели сильным и острым высказыванием. Тема войны, которая в России всегда где-то рядом, в том числе и войны против своего собственного народа, в тексте этой песни решена едва ли не лучше, нежели у кого-либо еще из поэтов—современников БГ. Сегодня, когда все вокруг только и говорят о войне, песня снова звучит актуально. К тому же группа создала для «Истребителя» новую аранжировку и почти невыносимое световое решение с бьющими в глаза стробоскопами — у нынешнего «Аквариума» песня действует на все органы чувств.
Визуальная сторона достойна отдельного разговора. Непосредственно на сцене Борис Гребенщиков воспроизвел атмосферу кабинета то ли старого пирата, то ли ученого-алхимика. Там и тут были стопки старых книг, увенчанные черепами. Рядом с БГ восседал маленький Йода. Ближе к финалу фронтмен надел на голову венец из светящейся новогодней гирлянды. Во всем этом одновременно присутствовало настроение праздника и прослеживались все любимые темы музыканта. А с дальних трибун, «на общем плане», было видно, насколько скрупулезно сегодня группа работает со светом — даже задник, на который проецируются изображения индийских божеств, теперь функционирует и как экран со своей цветовой партитурой.
Концерт «Аквариума» стал венцом столичного концертного года, который не был таким насыщенным, как в доковидные времена, и тем не менее все же случился, пусть и с перерывами, переносами и отменами концертов. Нам было на кого посмотреть и что послушать. А при практически полном отсутствии зарубежных гастролеров ведущим отечественным исполнителям было обеспечено особо пристальное внимание. Практически все из тех, кому повезло давать концерты, перешли на новый уровень, смогли, а главное, захотели открыть в себе что-то новое. «Аквариум» — не исключение. А в 2022 году Борис Гребенщиков обещает новый студийный альбом.