Такси заказали в суд
Минтранс Кубани добивается ограничения деятельности агрегаторов такси
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края через суд пытается ограничить деятельность агрегаторов такси («Яндекс.Такси», «Максим» и «Ситимобил»). Исковые требования мотивированы тем, что ответчики зачастую передают заказы такси водителям без действующих разрешений на пассажироперевозки. При этом фактически агрегаторы не несут ответственность перед пассажиром во время поездки. В компаниях, которые выступают ответчиками по делу, ситуацию не комментируют. Эксперты считают требования минтранса вполне обоснованными, но предполагают, что с большой долей вероятности крупные игроки выиграют дело.
Арбитражный суд Москвы принял к производству исковые заявления минтранса Краснодарского края к сервисам заказа такси. Об этом говорится в материалах Картотеки арбитражных дел. Ответчиками выступают ООО «Яндекс.Такси», ООО «Альматея» (сервис заказа такси «Максим») и ООО «Ситимобил». Предварительные слушания назначены на 24 и 25 января 2022 года.
Истец считает, что агрегаторы такси распределяют заказы между водителями, которые не имеют разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым транспортом. «Тем самым ответчики способствует совершению водителями нарушений административного законодательства, создают опасность причинения вреда»,— говорится в одном из исков.
На основании ст. 1065 Гражданского кодекса РФ (предупреждение причинения вреда) министерство просит суд признать соответствующую деятельность ответчиков незаконной и запретить им заключать договоры на оказание информационных услуг со всеми подряд.
Как рассказали «Ъ-Кубань» в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, в регионе установлены определенные правила и ответственность за перевозку пассажиров, на основании которых выдаются разрешения на работу такси. К примеру, автомобиль такси должен быть определенного цвета, экокласса, регулярно проходить технический осмотр и пр.
Компании «Яндекс.Такси» и «Ситимобил» запрос «Ъ-Кубань» с просьбой обозначить позицию оставили без комментариев.
Отрегулировать работу агрегаторов в судебном порядке минтранс Кубани пытается на протяжении полугода. Изначально иск о запрете деятельности по предоставлению услуг службы заказа такси был подан в Арбитражный суд Краснодарского края в адрес семи ответчиков: ООО «Яндекс.Такси», ООО «Максим-Ейск», ООО «Ситимобил», ООО «Амальтея», ИП Гайфулин В. Г., ООО «Максим Сочи», ООО «Регион». Но «Яндекс.Такси» в апелляционном порядке добилось выделения требований в отдельное производство и рассмотрения дела в московском арбитраже. Актуальной информации по разбирательству в отношении остальных ответчиков пока в картотеке арбитражных дел нет.
Директор ассоциации «Саморегулируемая организация "Межрегиональное объединение автотранспортных перевозчиков"» (СРО МОАТП) Андрей Абрамов считает, что, вероятнее всего, «Яндекс.Такси» выиграет процесс, а мелкие службы заказа такси могут пострадать.
В октябре 2021 года арбитраж Москвы отказал комитету Ленинградской области по транспорту в удовлетворении аналогичного иска к «Яндекс.Такси». Суд счел, что законодательство РФ не содержит понятия агрегатора услуг перевозок пассажиров и багажа легковым такси и соответственно не возлагает на кого-либо, за исключением государственных органов, обязанности по контролю за наличием разрешений у перевозчиков.
Член Ассоциации юристов России Вероника Ширнина, рассуждая об ответственности агрегаторов перед пассажирами, говорит, что они активно рекламируются именно как такси, вызывают доверие у потребителей, контролируют рынок, устанавливают тарифы, а на самом деле оказывают информационные услуги и отвечают лишь за то, чтобы водитель и пассажир встретились.
«По сути, между пассажиром и агрегатором заключается лицензионное соглашение. Оно регулирует лишь предоставление пассажиру прав на использование программного обеспечения. В соглашении агрегатором заранее отсекаются все отсылки к другим правоотношениям в области перевозки. С учетом позиции Верховного суда, агрегатор и есть тот, кто осуществляет пассажирские перевозки — хотя бы и чужими руками. Должен ли он иметь для этого разрешение на пассажирские перевозки? С точки зрения позиции ВС РФ — да, если права и обязанности по договору перевозки возникают именно у агрегатора. Вероятно, добросовестный и ответственный агрегатор должен был бы иметь такое разрешение»,— рассуждает юрист.
Господин Абрамов добавляет, что в рамках существующего законодательства минтранс Кубани пытается хоть как-то контролировать рынок и исключить ситуации, когда в такси могут работать водители с «довольно темным прошлым». Также, по его словам, механизм, который действует сейчас, приводит к тому, что на рынке таксомоторных перевозок царит демпинг.
Все важнейшие новости Кубани, Крыма и Адыгеи читайте в нашем Telegram-канале