Поезда уезжают на торги

«ВЭБ лизинг» попытается продать Энгельсский локомотивный завод

АО «ВЭБ лизинг» планирует выставить на продажу Энгельсский локомотивный завод, построенный в 2015 году. Предприятие должно было производить двухсистемные локомотивы с дизельной установкой по технологии канадского концерна Bombardier, однако на базе завода было выпущено только два опытных образца. Инвестором выступало АО «ВЭБ лизинг». В декабре 2020 года по заявлению ВЭБ локомотивный завод признан банкротом. Продажа имущественного комплекса проводится в рамках конкурсного производства. Эксперты считают, что предприятие может быть интересно только ОАО «РЖД» или близким ему компаниям.

Энгельсский локомотивный завод так и не начал производство электровозов

Фото: фото правительства Саратовской области

АО «ВЭБ лизинг» объявило о намерении продать производственный комплекс АО «Энгельсский локомотивный завод» (ЭЛЗ) в первом квартале 2022 года. Как сообщили в пресс-службе ВЭБ.РФ, торги пройдут в рамках банкротства ЭЛЗ в форме электронного аукциона. Планируется, что подать заявки на участие в торгах можно будет с февраля 2022 года. Начальная цена производственного комплекса, который «ВЭБ лизинг» намерено продать одним лотом, в соответствии с рыночной оценкой — 4,19 млрд руб.

Как сообщают в ВЭБ.РФ, производственная площадка «готова к немедленному запуску производственного цикла».

АО «Энгельсский локомотивный завод» было открыто в 2015 году, планировалось, что его производственная мощность составит 150 машин в год. Акционерами завода являются кипрские офшоры «Волкам Трейдинг Лтд» (42,55%) и «Рафелар Холдингс Лимитед» (42,55%) и люксембургское «ВЭБ Лизинг Эуроп» (14,9%). Инвестором предприятия через дочернюю компанию АО «ВЭБ лизинг» выступила в 2013 году госкорпорация «Внешэкономбанк». Планировалось, что новые локомотивы «Князь Владимир», произведенные по технологии канадского концерна Bombardier, будут оснащены опцией последней мили и способны работать как на постоянном, так и на переменном токе. В августе 2015 года производственные площади и оборудование ЭЛЗ были переданы в аренду ООО «Первая локомотивная компания», оно произвело два опытных электровоза для прохождения сертификационных испытаний, которые длились три года. В феврале 2019 года ОАО «РЖД» объявило, что «не видит большой потребности» в двухсистемном локомотиве на платформе концерна Bombardier, и отказалось от закупок электро­возов.

В феврале прошлого года АО «ВЭБ лизинг» подало заявление о банкротстве АО «Энгельсский локомотивный завод». До этого Арбитражный суд Москвы по иску «ВЭБ лизинг» взыскал с ЭЛЗ задолженность в размере 9,44 млрд руб. по договорам займа и лизинга. Локомотивный завод был признан банкротом 9 декабря прошлого года, решение о реализации имущества было принято на собрании кредиторов только 24 декабря этого года. До этого конкурсный управляющий Александр Панин занимался оспариванием сделок, инвентаризацией имущества и его оценкой.

Управляющий директор блока по управлению проектами в сфере недвижимости и работе с активами ВЭБ.РФ Александр Иванов отмечает, что ВЭБ.РФ, как залоговый кредитор завода, на этапе конкурсного производства сохранил деятельность предприятия. «Завод находится в первоклассном состоянии и имеет высокий потенциал для развития мощностей. Уверены, новому собственнику удастся вернуть предприятие в экономику города Энгельс и создать новые рабочие места»,— сказал он.

Эксперты считают, что в покупке предприятия могут быть заинтересованы только ОАО «РЖД» или инвесторы, готовые вложить средства в доработку производственной линии завода, под его требования, чтобы контракт с РЖД все-таки был заключен.

Исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ капитал» Артем Тузов не исключает, что инвестор уже найден и торги проходят в рамках обязательных процедур по реализации имущества при банкротстве.

«Поэтому наличие потенциального покупателя очень вероятно. Но без ключевого потребителя продукции в лице РЖД завод не сможет функционировать по профилю. Тогда его можно оценивать только как землю, здания и сооружения, для свободного коммерческого использования»,— отмечает господин Тузов.

«В 2019 году было произведено всего 315 локомотивов, что для планов расширения БАМ и Транссиба выглядит недостаточным. А производственная мощность АО „ЭЛЗ“ способна на 50% увеличить выпуск локомотивов в РФ, поскольку рассчитана на выпуск 150 машин в год. Основным заказчиком локомотивов выступала компания РЖД, поэтому стоит ждать покупателя из структур РЖД или близких к ним»,— говорит аналитик. По его мнению, при понижении цены могут найтись инвесторы, готовые к переоборудованию производственной площадки для других нужд, «исходя из государственной политики по импортозамещению, потеря готового производства локомотивов выглядит невозможной».

Сергей Петунин

Вся лента