Сложнопочиненное предложение
ОАО РЖД запросило на ремонт путей 6 трлн рублей, которые негде взять
ОАО РЖД по поручению президента РФ разработало программу приведения железнодорожных путей к «нормативному состоянию» до 2030 года. Параметры еще будут уточняться, но пока она оценивается в 6,5 трлн руб., источники которых неочевидны: рассматривается резкое увеличение надбавки на капремонт к тарифу до 7–8% на все время, что не встречает понимания у грузоотправителей. Более того, само ОАО РЖД видит риски невывоза из-за ремонта до 275 млн тонн грузов, чуть меньше половины которых — на востребованном Восточном полигоне, который как раз будет расширяться в течение всего этого периода. Учитывая это, аналитики не видят смысла в программе в нынешнем виде.
На заседании президиума правкомиссии по транспорту 28 декабря ОАО РЖД представило программу «поэтапного вывода путевого комплекса на нормативный уровень» до 2030 года. Источник в правительстве пояснил “Ъ”, что решения по документу не приняты. В ОАО РЖД говорят, что планируют доработать его в первом квартале 2022 года. В монополии уточнили, что программа сформирована в соответствии с июньским поручением Владимира Путина. Он поручил провести инвентаризацию технического состояния путей на предмет наличия узких мест и утвердить программу приведения инфраструктуры к нормативному уровню.
Документ, пояснили в ОАО РЖД, включает мероприятия по обновлению пути со всеми инженерными сооружениями, а также основных фондов производственных предприятий, в том числе парка путевой техники и вагонов специального назначения: «Проект предполагает выполнение в период 2022–2030 годов капитальных ремонтов главных и станционных путей в объеме 91,5 тыс. км».
В ОАО РЖД не комментируют стоимость программы. Но судя по презентациям, которые видел “Ъ”, она очень дорогая — 6,47 трлн руб. в 2022–2030 годах.
Так, 3,03 трлн руб. уйдет на капремонты пути, 2,56 трлн руб.— на реконструкцию искусственных сооружений и земляного полотна, более 570 млрд руб.— на путевую технику, 311 млрд руб.— на обновление основных фондов. В качестве возможных источников финансирования указаны дополнительная целевая надбавка к тарифам и господдержка. Сейчас надбавка на капремонт в 2% уже действует, в 2022 году ее повысят до 3%, в 2023-м — до 5%, в 2024-м — до 7%, потом она опять должна вернуться к 2% в 2025 году и совсем исчезнуть в 2026 году.
Однако с учетом новой программы динамика может измениться. Согласно презентации, надбавка должна скакнуть до 7% уже в 2022 году, а в 2024-м увеличиться до 8% и в таком виде существовать до 2030 года включительно. То есть на капремонт ОАО РЖД будет с 2022 года изымать с клиентов более 100 млрд руб. в год. Впрочем, в монополии утверждают, что параметры на 2022–2024 годы соответствуют утвержденным параметрам инвестпрограммы. То есть, возможно, в этот период рост надбавки все же не предусмотрен.
Как поясняют в ОАО РЖД, на основе данных о перспективных объемах погрузки сделаны оценочные расчеты рисков выполнения перевозок при реализации планов ремонта. Согласно презентации, суммарно из-за ремонтных работ может быть недовывезено порядка 275 млн тонн, при этом 111 млн тонн — на стабильно востребованном Восточном полигоне. Среди других рисков — недополучение 377 млрд руб. доходов от грузоперевозок, формирование избыточного парка техники, появление дефицита мощностей и трудовых ресурсов у ОАО РЖД и удорожание ремонта.
Собеседники “Ъ” среди грузоотправителей восприняли программу скептически.
Один из них не понимает, на что пошла уже действующая надбавка на капремонт, а масштабы сборов с грузоотправителей «поражают воображение». Другой собеседник “Ъ” не спорит, что инфраструктуру ремонтировать надо, однако, по его мнению, странно проводить такую программу ремонтов параллельно с масштабной стройкой на Восточном полигоне, одной рукой расширяя пропускную способность, а другой — ограничивая.
Программа на 6 трлн руб. очевидно утопична, полагает глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров, и пока предложения ОАО РЖД «как бы констатируют этот факт». Если на 2022–2024 годы программа выглядит амбициозно, но реалистично, то далее объемы работ вырастают кратно, особенно по искусственным сооружениям.
При этом, подчеркивает эксперт, не приведено аргументов, почему программу нужно реализовывать с учетом того, что в период ремонта провозная способность сильно снижается, особенно на Восточном полигоне, что противоречит всем смысловым установкам инвестиционной деятельности ОАО РЖД и планам развития угольной отрасли. С точки зрения выполнения поручений президента, отмечает Михаил Бурмистров, «появление программы понятно», однако в нынешнем виде ее сложно назвать даже отправной точкой в дискуссии о возможных корректировках тарифов.