«Выглядит как ответ из темных времен»
Дмитрий Дризе — о последствиях ликвидации «Мемориала» (признан иностранным агентом)
Потребность граждан в правде невозможно ликвидировать, отмечается в заявлении международного историко-просветительского общества «Мемориал» (признано в РФ НКО-иноагентом). 28 декабря Верховный суд постановил прекратить его работу в России. Решение осудили большинство ведущих западных стран. В частности, это было квалифицировано как противоречие международным нормам и нарушение прав человека. Впрочем, адвокаты намерены обжаловать судебный вердикт в апелляции. Политический обозреватель “Ъ FM” Дмитрий Дризе считает, что подобные истории наносят вред имиджу страны.
Мало у кого были сомнения, что «Мемориал» ликвидируют. Общественное мнение к этому подготовили: мол, примите как данность, к тому же эти так называемые правозащитники отнюдь не святые. Видимо, вердикт Верховного суда не должен был удивить и вызвать некую эмоциональную реакцию. Неприятно, конечно, но ничего уж не поделаешь. Однако вышло все по-другому, причем шокировало даже не решение, а сама драматургия и оформление.
Так что приходится отвлекаться от предновогодних хлопот. Представитель Генеральной прокуратуры по имени Алексей Жафяров обвинил иностранного агента «Мемориал» в спекуляциях на теме политических репрессий в целях создания лживого образа СССР как террористического государства: «Почему сейчас мы, потомки победителей, вынуждены наблюдать за попытками реабилитации изменников родины и нацистских пособников? Наверное, потому что за это кто-то платит. И вот эта подлинная причина того яростного неприятия, с которым открещивается "Мемориал" от статуса иностранного агента».
Ваш браузер не поддерживает видео
Сразу возникает вопрос: как же наши доблестные органы терпели нахождение в стране подобного «исчадия ада»? По большому счету, столь серьезные обвинения, в частности в реабилитации нацистских преступников, нуждаются в доказательствах. «Мемориал» же судили не за это, а за игнорирование статуса иностранного агента и за отказ соответствующим образом маркировать продукцию.
Все это выглядит как ответ правозащитникам из тех самых темных времен, которыми они вплотную занимаются. Может сложиться впечатление, что эти самые времена не просто стоят на пороге, а они уже здесь, они вернулись. Особенно в канун всенародно любимого праздника это можно посчитать основным трендом на ближайшую перспективу.
Хочется обратить внимание на еще один предновогодний приговор: Карельский суд увеличил с 13 до 15 лет срок заключения главе местного «Мемориала» 65-летнему историку Юрию Дмитриеву. Суд согласился с обвинением и признал его виновным в насильственных действиях сексуального характера. Однако в деле было много нестыковок, и на жесткость нашей Фемиды также нельзя не обратить внимание.
Есть большие сомнения, что апелляционная инстанция как-то изменит вынесенный вердикт. Хорошо, вы ликвидировали «Мемориал», а дальше-то что? По идее, государство должно дать четкий ответ, можно или нет расследовать события советского прошлого. Может быть, проще взять все и запретить? Давайте скажем, что Советский Союз был государством, где политических репрессий не было и в помине. А те, кто утверждает обратное — иностранные агенты и империалистические наймиты. И тогда будет проще, поскольку наступит ясность. А то получается ни два, ни полтора — не понятно, что можно, а что нельзя.
Читайте мнения политического обозревателя Дмитрия Дризе — эксклюзивно в Telegram-канале “Ъ FM”.