Календарь автомобилиста

Как 2022 год изменит жизнь водителей и сочувствующих

Отмена обязательного технического осмотра (ТО) и введение штрафа за отсутствие диагностической карты, уголовная ответственность за превышение скорости и выезд на встречку, новые правила получения медсправок, ужесточение контроля за снегоходами. Все это ожидает автовладельцев в 2022 году: соответствующие законы уже приняты — осталось дождаться их вступления в силу. На фоне этого, скорее всего, продолжится обсуждение нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), Правил дорожного движения (ПДД) и законопроекта о запрете эксплуатации неисправных автомобилей.

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Что точно вступит в силу

Отмена обязательного техосмотра

30 декабря 2021 года заработали поправки в закон о ТО (действуют с момента опубликования). Обязательный регулярный техосмотр теперь нужен только для коммерческого транспорта (автобусов, такси и грузовиков), а также для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случае их постановки на учет и при изменении конструкции (диагностическую карту нужно будет предъявить в ГИБДД). Во всех остальных случаях ТО для владельцев легковых автомобилей стал добровольной процедурой.

Подробнее — в материале “Ъ” «Водителей готовят к недосмотру»


Введение штрафов за отсутствие техосмотра

С 1 марта владельцы всех транспортных средств, для которых ТО остался обязательным (автобусы, грузовики и такси), будут получать штрафы 2 тыс. руб. за проезд под камерой на машине без оформленной диагностической карты. Постановления будут приходить в автоматическом режиме не чаще чем раз в сутки. Владельцев легковых автомобилей новый штраф не коснется.

Подробнее — в материале “Ъ” «Во время техосмотра всех сфотографируют»


Уголовная ответственность за превышение скорости и выезд на встречную полосу

10 января начала действовать новая редакция УК, согласно которой можно будет попасть в тюрьму за вождение без прав одновременно с третьим подряд превышением скорости на 60 км/ч или выездом на встречную полосу движения. Поправки готовились Госдумой в конце года для борьбы с автоблогерами, снимающими агрессивную езду на видео для публикации в соцсетях.

Подробнее — в материале “Ъ” «Какой УК не любит быстрой езды»


Новые правила получения медицинских справок

С 1 марта по новым правилам медицинского освидетельствования водителей, у которых врач обнаружил клинические признаки наркотической зависимости (тремор рук, следы инъекций на венах, чрезмерно низкий пульс и т. д.), будут направлять на обязательный лабораторный анализ мочи. Если в биоматериале найдут наркотики, то гражданину не выдадут медицинскую справку, необходимую для обмена, получения или возврата водительских прав.

Подробнее — в материале “Ъ” «Водителей берут в наркооборот»


Ужесточения для владельцев багги и снегоходов

С 3 июля вступает в силу федеральный закон «О самоходных машинах и других видах техники», вводящий новую процедуру «запрета эксплуатации» для неисправных снегоходов, квадроциклов, болотоходов и других видов внедорожной техники. Она будет применяться при неисправностях рулевой и выхлопной систем, неработающих фарах, стоп-сигнале или отсутствии номерного знака. При выявлении нарушений инспекторы Гостехнадзора будут ставить специальные блокираторы или эвакуировать технику на штрафстоянку (механизм до конца еще не проработан).

Подробнее — в материале “Ъ” «Регулировщики внедорожного движения»

Что еще будет обсуждаться

В конце 2021 года по-прежнему оставалась неясной дальнейшая судьба Правил дорожного движения. Существуют, напомним, готовые проекты поправок в ПДД, которые не принимаются из-за споров между федеральными ведомствами и Белым домом. Минюст считает, что правила нужно издать целиком, Минтранс и МВД уверены, что достаточно поправок. Подробнее об этой ситуации читайте в материале “Ъ”. Вероятно, дискуссия продолжится в 2022 году, сроков принятия и вступления в силу документов пока никто не знает.

Продолжится обсуждение и проекта нового КоАП от Минюста, который готовится с 2020 года, планировался к вступлению в силу еще в начале 2021 года, но до сих пор даже не внесен в правительство. В ноябре, напомним, стало известно об очередной версии кодекса, куда вошли разнообразные нашумевшие инициативы МВД и регионов по борьбе с нарушителями ПДД: санкции за систематические нарушения, опасное вождение, парковку автомобиля на газоне, выбрасывание мусора из транспортного средства, пьяное вождение и т. д. Подробнее об этом документе читайте в материале “Ъ”.

В правительстве, по данным “Ъ”, находится на рассмотрении проект закона, который наделит инспекторов ГИБДД новыми полномочиями: они смогут через процедуру «запрещения эксплуатации транспортных средств» изымать СТС у водителя, если тот отказывается устранить опасные неисправности в автомобиле и пройти внеочередное ТО. Проект закона был впервые представлен еще в 2020 году, затем дорабатывался. Подробнее — в материале “Ъ” «По СТСтвенной надобности».

Иван Буранов

Вся лента