В 2021 году свердловчане жаловались в ЦБ на навязывание финансовых услуг 351 раз

За январь–ноябрь 2021 года от жителей Свердловской области в Банк России поступила 351 жалоба на навязывание услуг при оформлении кредитов и займов, сообщила пресс-служба ЦБ. «Количество таких обращений осталось тем же, что и в прошлом году. Жалобы поступают как на банки, так и на микрофинансовые организации (МФО)»,— говорится в сообщении.

Среди навязываемых услуг: страхование, медицинские и юридические сервисы, СМС-информирование, «улучшение кредитной истории». «Чаще всего их включали в договор с заранее проставленными галочками»,— отметили в ЦБ.

«Для того чтобы отказаться от навязанной услуги, которая уже подключена к кредиту или займу, заемщику следует обратиться в компанию, которая указана ее поставщиком. К примеру, если это юридическая помощь, то заявление о возврате денег нужно предъявлять той организации, которая ее оказывает. Средства должны вернуться в течение семи рабочих дней»,— рассказал начальник управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России в УрФО Сергей Кокоулин. По его словам, если деньги не вернулись, нужно обращаться в банк или в МФО, которая продала услугу вместе с кредитом. «Если реакции нет нигде, следует обратиться через интернет-приемную в Банк России, приложив копии договора»,— уточнил он.

Фото: Евгения Яблонская, Коммерсантъ

В ЦБ напомнили, что для борьбы с навязыванием финансовых услуг с 30 декабря начали действовать две новые нормы защиты прав потребителей.

  • Во-первых, теперь банкам запрещается заранее проставлять галочки о согласии заемщика на оказание ему дополнительных платных услуг. Потребитель должен самостоятельно принимать решение и отмечать эти галочки собственноручно.
  • Во-вторых, когда договор уже подписан, у заемщика появляется право в течение 14 дней отказаться от любой опции, которая могла быть навязана при получении кредита. Исключение составляет обязательное страхование залогового имущества при ипотеке или автокредитовании.

Ранее сообщалось, что ущерб от кибермошенничества за 11 месяцев 2021 года в Свердловской области только по возбужденным уголовным делам составил более 700 млн руб.

Алексей Буров

Вся лента