Заземление тока
Первая поездка на Rivian R1T – электрическом пикапе для путешествий
Дорога к «Первой Миле» петляет по дну живописного каньона в окрестностях Лос-Анджелеса, пока на пути не встает знак аэропорта. Маленькое летное поле с ангаром для двухместных самолетов и есть место, где нам предстоит проделать свою «первую милю» на электропикапе Rivian R1T. Именно так компания называет первую встречу автомобиля с будущим покупателем.
– Как вы узнали о «Первой Миле»? – спрашивает меня на регистрации девушка из маркетинга, уже готовая поместить мой ответ в одну из готовых категорий.
Ответить не так просто. Неизвестная компания, создавшая с нуля электротрак – не то, что бы сенсация, но последние месяцы весьма частый инфоповод. Зарегистрирована компания в 2009 году, сейчас ее головной офис находится в Ирвайне, штат Калифорния, исследовательский центр – в Мичигане, один завод в Иллинойсе, и еще один, где будут производиться батареи, строится сейчас в штате Джорджия. Сперва Rivian долго занимался разработками спорт-кара, а в декабре 2017 года представил на автошоу в Лос-Анджелесе концепты пикаптрака R1T и внедорожника R1S. Но по-настоящему громкой новостью стало IPO, которое компания провела 10 ноября 2021 года, продав 153 млн акций по $78, и уже после трех дней продаж, к концу 12 ноября достигла капитализации в $127,3 млрд. И все это, не продав клиенту ни единого автомобиля! Самые крупные держатели акций Rivian – это Ford и Amazon. Причем, с последней есть контракт на поставку крупной партии самоуправляемых электрических фургонов доставки.
Вся вышеупомянутая информация есть в электронной прессе. Но кое-что мне довелось уже увидеть и собственными глазами. В районе, где я живу, открылись сразу два офиса компании – один в Сан-Хосе, другой в Пало-Альто, причем второй, словно по загадочной случайности, открылся совсем рядом с головным офисом Tesla. Сейчас только в этом пало-альтовском офисе открыто более 500 вакансий, а по всей Калифорнии – более 1200. И я не поленился эти вакансии пролистать – неплохой метод узнать, как именно Rivian собирается развиваться в ближайшем будущем. Здесь есть строительные подрядчики – значит офисы будут расти. Представлены инженеры-электронщики по разработке батарей, автомобильные дизайнеры, специалисты по пользовательским интерфейсам и самоуправляемым автомобильным технологиям, мобильным приложениям, а также электронной коммерции, и наконец специалисты по продвижению бренда в социальных сетях.
Как еще я узнал о «Первой Миле»? Я давно слежу за рынком траков. Главным образом из-за потребности ездить в снежные горы, куда на легковой машине добраться сложно и зачастую не обойтись без цепей на колеса. И неглавным – из-за промыва мозгов во время моей недолгой жизни в штате Техас, где, как известно, у человека любого возраста и пола нет вопроса, нужен ему трак или нет, есть только вопрос, какого он цвета. Так что экологически чистый электропикап Rivian удачно попадает в зону моего интереса.
- Я узнал о «Первой Миле» из новостей, – наконец я нахожу простой ответ на вопрос, и девушка из маркетинга удовлетворенно тыкает в какую-то из кнопок на своем планшете.
Свет в конце тоннеля
К нам приставлен инструктор, который обводит меня вокруг автомобиля, где открыто все, что только может быть открытым. Над грузовым пространством водружена палатка с логотипами Yakima и Rivian, под крышей которой лежит матрас, тоже с логотипом Rivian. Им же здесь украшен каждый аксессуар, вплоть до электрического фонарика, спрятанного в пазе на двери, и заряжающегося от батареи, которая для этого автомобиля – сердце и существенная часть тела.
Из-за этой батареи вес Rivian R1T составляет 3243 кг, что намного больше веса любого привычного среднеразмерного трака. По массо-габаритным показателям Rivian находится где-то между Toyota Hilux и полноразмерным Ford F-150.
Но обзор все же стоит начать с детали, которая делает конструкцию Rivian совершенно уникальной. Это то, что производитель назвал gear tunnel – сквозное пространство поперек кузова, расположенное позади задних дверей, которой закрывается с двух сторон откидывающимися вниз лючками, способными выдержать вес взрослого человека. Но придуманы они конечно же не для того, чтобы «ехать на подножке».
– В такой тоннель легко спрятать тело поверженного врага, – замечаю я инструктору, – еще и закрыть с обеих сторон, нажав на кнопку.
– Конструкторы предусмотрели такой вариант событий, – подхватывает мой черный юмор инструктор, – и внутри туннеля есть «кнопка безопасности», которая поможет вашему врагу выбраться наружу.
Кстати, все мы знаем главную проблему пикапа – уходя, кроме как в салоне, на глазах у возможных злоумышленников, негде оставить сумку, например. Туннель эту проблему решает. А еще у Rivian есть более вместительный багажник под капотом.
Связь с Богом
– Вы наверняка почувствовали запах попкорна, – подходит к нам девушка-инструктор. Ее роль – демонстрация живописной инсталляции, где вокруг одного из Rivian разложены многочисленные походные аксессуары. Буквально каждой деталью производитель подсказывает, что этот автомобиль благодаря своему «электрическому сердцу» подарит тебе совершенно иной, полный приключений стиль жизни. Куча розеток, музыкальная колонка, большая электрическая плита… нет целая кухня с раковиной для мойки посуды, которая в собранном виде занимает все пространство тоннеля. Я бы, несомненно, почувствовал запах попкорна, если бы «Первая Миля» не следила строго за тем, чтобы все носили маски от ковида. Но и без обоняния понятно, что camp kitchen – совершенно замечательный аксессуар, хоть и добавляет к цене внедорожника еще $5000. Но я задаю инструктору вопрос, который, вероятно все задают:
– Давайте вообразим себе ситуацию, что мы уехали в самую глубину горного хребта Сьерра-Невада, и этот восхитительный внедорожник удачно преодолел все грунтовые дороги и скалы вплоть до горного озера, где мы решили остановиться на несколько дней. И вот мы слушаем музыку из спикера Rivian, готовим еду на кухне Rivian, когда выпадает снег, обогреваемся в салоне Rivian или подключаем обогреватель в палатке от Rivian к розетке… и наконец, когда собираемся возвращаться обратно домой, обнаруживаем что батарея обесточилась. Что тогда?
– Чем это отличается от того, что в такой же ситуации у вас кончился бензин? – отвечает инструктор.
– Ну, бензин можно подвезти в канистрах, – не отступаю я.
Тогда инструктор поднимает палец к небу. У меня возникает мысль, что он хочет нам сказать, что помощи в таком случае стоит ждать только от Бога. Однако перст всего лишь указывает на кнопку SOS, которая располагается рядом с аварийной кнопкой чуть выше зеркала заднего вида. Возможно, у службы поддержки Rivian уже есть связь с Богом.
Три секунды
На самом деле, три с половиной. Это то время, за которое Rivian разгоняется до 100 км/ч – не такая большая сенсация для электромобиля мощностью 800 л.с, но несомненно важная характеристика для по сути дела грузовика. И это именно то, ради чего мы сейчас оказались на взлетной полосе маленького аэродрома в окрестностях Лос-Анджелеса – почувствовать, как тело вжимается в эргономичное кресло.
Но электричество – это не только скорость. Оно дружит с «диджитальностью» и дает повод целому букету оригинальных идей.
Скажем, попасть в салон есть целых четыре способа. Первый – это футуристически выглядящий, похожий на альпинистский карабин ключ с кнопками. Второй – приложение для мобильного телефона. И, если вы забыли ключ и у вас разрядился телефон, то Rivian дает вам третий гаджет – пластиковую карту, которую вы можете хранить в кошельке вместе с кредитками. И наконец четвертый способ – браслет из гибкого материала, в котором вы можете, например, плавать в озере, не боясь, что во время вашего купания кто-то обшарит вашу одежду, оставленную на берегу.
Самая важная деталь внутри автомобиля – это, конечно же, центральный экран, пульт управления, который контролирует все возможные функции Rivian. Это правда. Ведь в салоне всего четыре кнопки – кроме упомянутых SOS и аварийной еще две есть на руле. Все остальное – только через тачскрин на центральной консоли. По которому зачем-то бегает мультипликационный персонаж, напоминающий человекообразную обезьяну в жилетке и с камерой. Тыча пальцем, можно открывать или закрывать двери, капот, лючок для заправки и лючки «тоннеля», управлять температурой внутри салона, музыкой… Здесь же регулируются руль и зеркала. И здесь же задается режим движения: Offroad, Towing, All-purpose, Sport, Conserve, причем при выборе любого из этих режимов возникает дополнительная опция выбора «под-режимов», например, в Offroad есть опции Auto, Rock Craw, Drift и Rally. А еще принудительно задрать подвеску до максимальных 380 мм. Ну, и еще на этом экране появляются многочисленные подсказки, самые важные из которых – точки, где можно заправиться электричеством.
Еще один экран – позади рулевой колонки. На нем вы видите свой автомобиль чуть сзади и сверху, как в компьютерной игре, и все, что творится вокруг него, то есть автомобили, едущие рядом. При этом желтыми кругами показаны ваши «слепые зоны», то есть вы можете видеть, если едущий рядом автомобиль в него попадает. Тут есть также водительский помощник Driver+, похожий на тесловский автопилот, который, если включен, то тормозит или ускоряется на хайвее, управляет круиз-контролем, автоматически включает фары, и конечно, сообщает водителю меняющей форму голубой иконкой, что именно он в настоящий момент делает. При этом вы можете не управлять автомобилем, а просто наблюдать.
И наконец, третий экран адресован пассажирам второго ряда. Его функционал фактически ограничен настройками работы климатической установки. Но есть там и функция, передним ездокам недоступная – с помощью этого тачскрина можно на ходу получить доступ в «тоннель», чтобы взять из него что-то полезное.
Нет-Rivia-льные траки
Rivian R1T вторгается в довольно интересную маркетинговую нишу. На протяжении последних сорока с лишним лет в США самым продаваемым автомобилем – не среди пикап-траков, а вообще среди всех машин было семейство Ford F-150. На втором месте был Chevrolet Silverado. На третьем – Dodge Ram. Это все – пикап-траки. Именно в этот сегмент, но с электрическим двигателем, так долго намеревается втиснуться Tesla со своим Cybertruck, колеса которого могут поворачиваться как угодно, но пока не в сторону покупателя. Но тут не стоит забывать и о десятке других стартапов, каждый из которых заявляет о себе как об «убийце теслы». Alpha Wolf, Canoo, Bollinger B2, Atlis XT, Lordstown Endurance… Говорят ли вам о чем-то эти имена?
И было бы удивительно, если бы сами автомобильные гиганты не озаботились инновациями в таком многообещающем сегменте. Ford обещает начать поставки своего F-150 Lightning весной 2022 года. Джо Байден уже открыл в Детройте производство Hummer EV. Chevrolet Silverado продемонстрирует свою версию электрического пикапа в январе 2022 года. Новый электро-трак показала Toyota…
На фоне этого американского «плана ГОЭЛРО» Rivian заметно проигрывает в цене. У R1Т она стартует от $69 тыс. Дороже только Hummer c его $108700.
На момент написания этих строк несколько сотен автомобилей уже разошлись по семьям сотрудников компании, и в соцсетях, конечно же, появились фотографии автомобиля, сделанные в неожиданных местах, например, на озере Тахо, в Калифорнии. Во время IPO компания обнародовала, что уже получила около 50 тыс. предзаказов на автомобиль. У меня нет сведений, насколько их число увеличилось за прошедшие с той поры два месяца. К слову, разместить такой предзаказ предельно просто: на официальном сайте Rivian вам надо выбрать кнопку Build Your R1T, сформировать комплектацию, внести первоначальный взнос и встать в очередь. Но, увы, «автомобили будущего» остаются «автомобилями будущего» во всех смыслах. Спрос превышает предложение, что для электроавтомобильного рынка хорошая новость. Однако, согласно прогнозам компании, спрос на заказы, сделанные сегодня, будет удовлетворен до конца только к концу 2023 года. Так что, скорее всего «первая миля» для многих желающих станет не только первой, но и на весьма долгий срок – единственной.