ОДКБ спешит на помощь
Казахстану не удалось справиться с кризисом своими силами
Сегодня власти Казахстана начали возвращать себе контроль над южной столицей страны — Алматы, которую накануне полностью захватили то ли восставшие, то ли погромщики. Утром в четверг военные стянули технику в центр города и окружили около 200 «зачинщиков беспорядков». В то же время правоохранители отчитались о «ликвидации» десятков нападавших из тех, кто атаковал полицейские отделения этой ночью. Но главной новостью стало обращение президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева за помощью в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и экстренное одобрение этой заявки. Первые воинские подразделения из России уже прилетели в Казахстан и приступили к выполнению «миротворческой миссии».
«Десятки нападавших ликвидированы»
В ночь на четверг казахские силовики начали возвращать себе контроль над Алматы, где накануне царила настоящая анархия с поджогами и погромами. Напомним, что после новости об отставке правительства страны во главе с премьером Аскаром Маминым утром 5 января, протесты в «южной столице» Казахстана не утихли, а, наоборот, вспыхнули с новой силой и переросли в погромы. Сгорели здания мэрии Алматы, городской прокуратуры и офиса правящей партии «Нур Отан», а к вечеру был захвачен аэропорт, что сразу привело к отмене рейсов, в том числе из России.
Как следует из онлайн-табло аэропортов, «Аэрофлот» отменил рейсы на 6 января из Москвы в Алматы, Нур-Султан и Актау, а также из Алматы и Нур-Султана в Москву. Отменены и рейсы авиакомпании из Казахстана на 7 января. «Уральские авиалинии» отменили рейсы на 7 января из Жуковского в Нур-Султан и обратно и из Екатеринбурга в Алматы и обратно. S7 пока планирует выполнять действующие рейсы по расписанию, однако приостановила продажу новых билетов на полеты в Казахстан до 23 января, следует из сообщения авиакомпании: ближайший ее рейс из Москвы в Усть-Каменогорск должен вылететь по расписанию 22:45 мск 8 января.
В результате режим ЧП, который до этого был введен только в некоторых регионах, распространили на всю страну. Дело в том, что, хотя основные события действительно происходили в Алматы, СМИ сообщали о беспорядках в других городах — Кызылорда, Тараз и других.
Между тем утром 6 января появились сообщения, свидетельствующие о том, что впервые за все время протестов полиция и армия предприняли решительные действия. «Минувшей ночью экстремистскими силами были предприняты попытки штурма административных зданий, департамента полиции Алматы, а также районных управлений и отделов полиции. Десятки нападавших ликвидированы, их личности идентифицируются»,— заявила официальный представитель департамента полиции Алматы Салтанат Азирбек. Также она подтвердила, что участникам беспорядков удалось разграбить оружейный магазин. В свою очередь комендатура города сообщила «РИА Новости», что число погибших силовиков достигло 13, а тела двоих из них — обезглавлены.
Казахская редакция Sputnik и ТАСС, чьи корреспонденты находились на месте событий, сообщили о военной операции на центральной площади Алматы.
Как утверждают агентства, военные на бронетранспортерах окружили около 200 человек и открыли по ним огонь.
Примерно в то же время президент Токаев сменил главу Комитета государственной безопасности Казахстана, назначив на этот пост Ермека Сагимбаева, который до того возглавлял Службу государственной охраны (аналог российской ФСО). Также глава государства, который буквально накануне стал еще и главой Совета безопасности, поручил «создать специальную следственную группу в составе представителей Генпрокуратуры, МВД, КНБ и других компетентных структур для выявления причин произошедших событий, установления и привлечения к уголовной и административной ответственности всех виновных», и повысить боевую готовность всех подразделений.
Но сказать, что эти меры позволили стабилизировать обстановку в Алматы, нельзя. Уже днем в четверг появлялись сообщения о «захвате бандитскими группировками» двух больниц города — №1 и №7, а также о нападении на офисы пяти телеканалов.
Отец нации теряет позиции
Еще одной целью погромщиков, важной с символической точки зрения, стал памятник первому президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву в Талдыкоргане (административный центр Алматинской области) — памятник обвязали канатами и сбросили с постамента.
Напомним, что до этого одним из главных лозунгов протестующих был направленный против господина Назарбаева «Шал, кет!» — «Старик, уходи!».
Можно сказать, что это требование было выполнено — Совет безопасности страны, который должен был пожизненно возглавлять первый президент, теперь возглавляет его преемник — Касым-Жомарт Токаев.
Молчание Нурсултана Назарбаева на всем протяжении протестов, которые переросли в погромы, собеседники «Ъ» воспринимают как сигнал о его ослаблении — как политическом, так и физическом.
«Судя по тому, что Назарбаев совсем пропал из информационного поля, он не в очень хорошей физической форме»,— сказал «Ъ» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. Другой эксперт по Центральной Азии, Аркадий Дубнов, высказался более резко: «Когда Назарбаев окажется где-нибудь за рубежом, он будет с умным видом объяснять, почему запад Казахстана, где уже не раз были протесты, все это время оставался униженным и в итоге стал фитилем, который поджег страну. Но этой проблемой, мол, никто не занимался».
Резкое обострение ситуации в Алматы днем 5 января господин Дубнов связал с увольнением двух близких к Нурсултану Назарбаеву силовиков — его племянника Самата Абиша, который был первым заместителем главы Комитета национальной безопасности (КНБ) страны, и самого главы ведомства — Карима Масимова. «После этого на улицах города появились хорошо организованные и вооруженные молодчики. Как считают люди в Казахстане, которым я доверяю, они могут быть подотчетны КНБ. Таким образом Токаеву могут давать понять, что атака на окружение Назарбаева может завершиться для него пирровой победой»,— считает господин Дубнов. При этом к сообщениям о десятках убитых с обеих сторон эксперт отнесся с недоверием. «У этих людей должны быть документы и родственники, но нам пока не назвали имени ни одного погибшего, зато рассказали об отрезанных головах,— отметил он.— Это похоже на сценарий, который должен оправдывать ввод сил ОДКБ. Никаких доказательств еще нет, зато иностранные войска уже в Казахстане».
Идея космонавта
Еще около 15:00 5 января пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отрицательно ответил на вопрос, запрашивал ли Нур-Султан помощь у Москвы. «Мы убеждены, что наши казахстанские друзья могут самостоятельно решить свои внутренние проблемы,— заявил он. И добавил: — Важно, чтобы никто не вмешивался извне».
Однако уже к вечеру того же дня ситуация изменилась кардинально. Идею обратиться за помощью в ОДКБ подал первый космонавт-казах Токтар Аубакиров. «Если нам в Казахстане не хватает наших сил подавить (мятежников.— “Ъ”), давайте прибегнем к помощи тех, с кем мы заключили договор. Этот договор есть ОДКБ. Если сюда войдут войска ОДКБ, лишним не будет»,— сказал он в эфире государственного телеканала «Хабар 24».
Решение о задействовании сил ОДКБ было принято стремительно, чего трудно было ожидать от организации, которую ранее обвиняли в медлительности и неспособности оперативно реагировать на угрозы безопасности стран-членов. Уже около полуночи президент Токаев провел заседание Совета безопасности, на котором объявил о «контртеррористической операции».
«Банды являются, по сути дела, международными, которые прошли серьезную подготовку за рубежом, и их нападение на Казахстан нужно рассматривать как акт агрессии,— пояснил президент Токаев.— В связи с этим, полагаясь на Договор о Коллективной безопасности, я сегодня обратился к главам государств ОДКБ оказать помощь Казахстану в преодолении этой террористической угрозы. На самом деле это уже не угроза — это подрыв целостности государства, и самое главное — это нападение на наших граждан, которые просят меня как главу государства в срочном порядке оказать им помощь».
Положительный ответ на этот запрос был дан в течение ночи. Соответствующее заявление по иронии судьбы сделал политик, сам не так давно безуспешно отправлявший аналогичный запрос,— премьер Армении Никол Пашинян, который в рамках алфавитной ротации возглавляет Совет коллективной безопасности ОДКБ. Как указано в его заявлении, Совет принял решение в соответствии со статьей 4 упомянутого договора. Она предполагает коллективную помощь, включая военную, если «одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету)».
Отметим, что в этой статье не уточняется, должна ли речь идти об агрессии извне или изнутри страны.
Напомним, что власти Казахстана ранее говорили, что нынешние массовые беспорядки координируются в том числе из-за рубежа, но не уточняли кем.
Свою готовность участвовать в операции поочередно подтвердили все остальные члены ОДКБ (кроме самого Казахстана): Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия и Таджикистан. Правда, в Киргизии этот вопрос должен быть рассмотрен парламентом страны, но заседание перенесли на пятницу из-за отсутствия кворума.
С реализацией договоренности тянуть не стали. Так, уже утром в четверг в секретариате ОДКБ сообщили: «В настоящее время самолетами военно-транспортной авиации ВКС России осуществляется переброска на территорию Республики Казахстан российской части миротворческого контингента», а «передовые подразделения из его состава уже приступили к выполнению поставленных задач». Что это за подразделения и как они могли так быстро попасть в страну, не уточняется.
Как долго продлится миротворческая миссия, неизвестно — этот вопрос предстоит решать самим властям Казахстана.
Пока на этот счет существуют лишь предположения, одно из них озвучил зампредседателя комитета Госдумы РФ по обороне Юрий Швыткин. «Я думаю, что с учетом нормализации обстановки в течение месяца будет эта работа вестись,— сказал он агентству “Интерфакс”.— Сценарий примерно мы понимаем. Это нейтрализация зачинщиков, задержание их, затем нужно взять под охрану объекты инфраструктуры, стратегически важные объекты».
В заявлении МИД РФ, опубликованном в четверг днем, подчеркивается, что Коллективные миротворческие силы ОДКБ направляются в Казахстан «на ограниченный по времени период». В ведомстве также дали понять, что считают ввод войск полностью обоснованным. «Российская Федерация, подтвердив приверженность союзническим обязательствам в рамках ОДКБ, поддержала принятие неотложных мер в связи со стремительной деградацией внутриполитической ситуации и ростом насилия в Казахстане,— говорится в документе.— Рассматриваем последние события в дружественной нам стране как инспирированную извне попытку насильственным путем, с использованием подготовленных и организованных вооруженных формирований, подорвать безопасность и целостность государства».
Отметим, что коллективные формирования ОДКБ впервые задействуются на практике. О вводе сил блока в 2010 году просили власти Киргизии (на фоне межэтнического конфликта на юге страны), а в 2021-м — власти Армении (на фоне вооруженного противостояния с Азербайджаном). Однако эти запросы удовлетворены не были.
Согласно Соглашению о миротворческой деятельности ОДКБ для проведения операции на территории одного из государств–членов блока достаточно решения Совета коллективной безопасности ОДКБ.
При этом совет должен незамедлительно проинформировать Совет Безопасности ООН о своем решении провести миротворческую операцию на территории государства-члена.
Директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин отмечает, что первая совместная операция — это серьезный экзамен для ОДКБ. «Казахстан — это еще одно испытание, после Белоруссии, на способность России помочь стабилизировать ситуацию у своих официальных союзников без отчуждения их населения. Много возможных подводных камней на пути, но, если Москва преуспеет, это будет большим достижением»,— пишет он.
В свою очередь главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, подчеркивает, что «решение ввести миротворческий контингент ОДКБ в Казахстан для стабилизации там обстановки — веха в развитии всего постсоветского пространства».
«Стерта грань между внешними и внутренними обстоятельствами. Угрозу обвала государственного управления в одной из стран-членов, связанную с причинами внутреннего характера (накопление структурных социально-политических дисбалансов в сочетании с затянувшимся и все более витиеватым транзитом власти), решено без всяких промедлений и размышлений интерпретировать в качестве агрессии “террористических банд” извне,— отмечает эксперт. — Враг отныне — всегда внешний, даже если внутри. Это снимает барьер, сковывавший ОДКБ, дает формальное основание для приглашения организации и ее действий». В то же время Федор Лукьянов пишет, что «справедливости ради, надо отметить, что запрос на введение миротворцев поступил от правительства, легитимность которого под сомнение не ставится, даже протестующие публично требовали ухода не нынешнего президента, а бывшего».
Миротворческие войска раздора
Противников идеи ввода миротворческих сил в Казахстан тоже немало. Например, коллективное письмо против «силового вмешательства России в события в Казахстане» опубликовал российский Конгресс интеллигенции, в который, в частности, входят журналист Владимир Познер, зампредседателя партии «Яблоко» Борис Вишневский, писатели Дмитрий Быков и Людмила Улицкая. «Мы решительно против участия граждан России и силовых структур РФ в подавлении протестов в Казахстане. Мы не хотим, чтобы наши сограждане погибали и убивали ради спасения дискредитировавших себя правителей. Участие российских силовиков в подавлении протестов неизбежно ухудшит положение русскоязычных граждан Казахстана, которые станут ответственными за империалистическую политику российского руководства»,— говорится в обращении.
Несколько десятков протестующих, а также журналисты собрались и у здания киргизского парламента, поджидая депутатов и спрашивая у них, собираются ли те поддержать отправку войск. Некоторые даже озвучивали идею выхода Бишкека из организации. «Кыргыз не будет стрелять в казаха!», «Не делайте из наших солдат палачей и интервентов!» — гласили плакаты.
Чувствовалось недовольство и в Ереване, который сильно разочаровался в ОДКБ после того, как в блоке не отреагировали на якобы имевшее место вторжение азербайджанских военных на армянскую территорию под видом «уточнения границы». Между тем это приводило к весьма жестоким боям уже после окончания Второй Карабахской войны. «Президент Токаев, который сейчас запросил помощь союзников по линии ОДКБ, после окончания Второй Карабахской войны, поздравил Азербайджан “с победой” и “восстановлением территориальной целостности”,— напомнил “Ъ” армянский политолог, глава исследовательского центра “Ани” Татул Акопян.— Однобокая позиция властей Казахстана по этому вопросу оставила негативный осадок, что сейчас и дало о себе знать».
Наверняка ввод миротворческих сил вызовет неоднозначную реакцию и в самом Казахстане. «Этот вопрос очень непростой для казахстанского общества. Сразу же после объявления он вызвал информационную бурю в социальных сетях. Некоторые люди писали, что лучше уж погромы, чем ОДКБ,— признал в беседе с “Ъ” российский эксперт Станислав Притчин.— Необходимо будет показать обществу, что эта мера временная и никак не угрожает суверенитету Казахстана».
Между тем, по мнению руководителя Информационно-аналитического центра МГУ (ИАЦ МГУ) эксперта по Центральной Азии Дарьи Чижовой, ввод миротворческого контингента ОДКБ для Касым-Жомарта Токаева — «это гарантия внутриэлитного транзита». «ОДКБ — это не инструмент успокоения общества, и, я думаю, этот вопрос стоял на переговорах (по поводу ввода войск.— “Ъ”). Это инструмент, чтобы определенная часть старой, так называемой назарбаевской, элиты поняла, что в стране один легитимный президент, чей статус подтвержден как внутри, так и международным сообществом. Ведь лозунгов против президента Токаева протестующие не озвучивали»,— отметила госпожа Чижова.
Экономические последствия кризиса в Казахстане
Казахстан — крупнейший в мире производитель урановой руды (40% мирового выпуска). По итогам 5 января спотовые цены на уран, обычно маловолатильные, подпрыгнули на 6,6%, до $45,5 за фунт U3O8, по оценке Platts. Однако, хотя новости о беспорядках в Казахстане оказали влияние на рынок, также на котировки повлияли крупные покупки со стороны инвестфондов, в частности Sprott Physical Uranium Trust. На данный момент неизвестно о каких-либо перебоях в добыче или отгрузке урана из Казахстана. При этом расписки государственного «Казатомпрома» на LSE за 4–6 января упали на 12%, до $35,7 за бумагу.
Расписки на акции крупнейших казахстанских банков, Kaspi.kz и Halykbank, упали на 34% и 16%, до $78 и $14,18 за бумагу соответственно. На фоне новостей о вводе сил ОДКБ котировки банков на LSE стали восстанавливаться.
Поскольку Казахстан — крупный производитель нефти, новости о беспорядках способствовали росту мировых цен на нефть выше $82 за баррель марки Brent. В то же время физических перебоев поставок или проблем на объектах добычи, которые в основном сосредоточены в западном Казахстане, на данный момент нет.