Космоса хватит на всех
Какие тенденции наметились в этой сфере
Суборбитальная гонка миллиардеров и битва за туристов: эксперты подвели космические итоги 2021 года. Летом предприниматели Ричард Брэнсон и Джефф Безос совершили полеты к границе космоса на своих кораблях. Позже несколько компаний анонсировало строительство космических станций, которые должны стать альтернативой МКС. Какими еще достижениями запомнился минувший год? И что ждать от этого? Расскажет Александр Рассохин.
Гонка частных компаний за космос, ставшая трендом последних лет, в 2021-м вышла на новый уровень. Летом с разницей в девять дней к орбите отправились два миллиардера. Первым был Ричард Брэнсон. Глава Virgin Galactic с экипажем на борту поднялся на высоту 90 км и несколько минут пробыл в невесомости. Но все лавры тогда собрал Джефф Безос: его корабль New Shepard пересек официальную границу космоса (это высота 100 км).
Теперь и Virgin Galactic, и Blue Origin планируют регулярно отправлять туристов в космос. По данным СМИ, развлечение обойдется в $200-250 тыс. Но зарабатывать компании, скорее всего, будут не на этом, считает инженер Космического центра Сколтеха Никита Велиев:
«Последние отчеты говорят о том, что космический туризм составляет малую часть того, на чем зарабатывают соответствующие компании. Сейчас в основном это телеком-услуги, перспективные направления наподобие космического интернета (то, чем занимается Илон Маск), бродкастинга и прочего. Тем не менее этот рынок активно растет, но более интересными мне кажутся так называемые суборбитальные перелеты.
Летая по определенным траекториям, а также в определенных слоях стратосферы, специальные самолеты станут тратить значительно меньше топлива, потому что будут уменьшать сопротивление воздуха. Заявляется, что из Сиднея до Лондона можно будет долететь где-то за полчаса. Сейчас этот перелет занимает больше десятка часов».
Главный космический миллиардер — Илон Маск — метит выше. Летом 2020-го корабль Crew Dragon впервые доставил астронавтов на МКС. Так появилась альтернатива более дорогостоящим российским «Союзам». А в сентябре на корабле компании SpaceX в космос впервые полетела миссия, состоящая целиком из непрофессиональных астронавтов.
Российский «Роскомос» не отстает. В декабре первый раз за 12 лет он отправил на МКС космических туристов — японского миллиардера и его помощника. По данным СМИ, за возможность провести в космосе 12 дней бизнесмен мог заплатить $88 млн. При этом развлекательная программа у него была куда насыщеннее, отмечает член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов:
«"Роскосмос" может доставить их в открытый космос в скафандре, то есть можно купить полет на "Союзе", побывать на МКС и еще выйти в открытый космос. Юсаку Маэдзава снимал видео, фотографировал Землю, записывал послания. Иногда туристы принимают участие в экспериментах. И вот японцы участвовали в одном из медицинских вместе со своим командиром Александром Мисуркиным. Это такая дань реальной космонавтике. Они согласились быть подопытными».
Впрочем, МКС рано или поздно ликвидируют. Отсюда другое направление космической гонки — частные орбитальные станции. Первая из них может появиться в 2027 году. Тогда «звездную лабораторию» Starlab планируют запустить компании Nanoracks, Voyager Space и военно-промышленный гигант Lockheed Martin.
Еще один аппарат разместит Axiom Space. Сначала компания создаст модули для МКС, потом они отстыкуются от нее и превратятся в отдельную станцию. Кроме того, недавно свой космический бизнес-парк Orbital Reef анонсировал Джефф Безос. Но альтернативы МКС будут не только частными. Например, Китай создает станцию «Тяньгун», а у России свой проект может появиться в 2028 году.
В этих условиях клиентов на всех может не хватить, поэтому компаниям не обойтись без госзаказов, продолжает Александр Хохлов: «Есть традиция создавать конкуренцию. Это как NASA заплатило SpaceX и корпорации Boeing за пилотируемые корабли. В итоге первая доставляет людей на орбиту, а у второй корабль никак не пройдет обработку, много нештатных ситуаций, причем ему заплатили больше.
То же самое со станциями. NASA планирует дать деньги нескольким компаниям и потом выбрать, кому из них отдать большой контракт на полеты астронавтов, проведение экспериментов и так далее. Туристов ограниченное количество. На суборбитальные полеты их хватит, а на орбитальные — это уже вопрос. Не так много тех, кто по состоянию здоровья, по деньгам, а именно за $50 млн готов лететь. Это будет конкуренция».
Вскоре должна возобновиться и «лунная гонка». В 2022 году в рамках программы «Артемида» США готовятся запустить на орбиту спутника несколько ракет. А еще через пару лет на Луне могут снова высадиться астронавты.