Здравствуй, Шерман, Новый год
В Женеве начались судьбоносные переговоры между Россией и США по гарантиям безопасности
В ближайшие дни пройдет дипломатический марафон, от которого будет во многом зависеть ситуация с безопасностью в Европе. В Женеве начались российско-американские переговоры, в Брюсселе соберется Совет Россия—НАТО, а в Вене встретятся постпреды стран Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В центре внимания всех встреч — требование России о предоставлении ей гарантий безопасности, подразумевающее среди прочего отказ от расширения НАТО и ввод ограничений на размещение ряда вооружений в Восточной Европе. США заверяют, что настроены на диалог, но на всякий случай готовятся к негативному сценарию.
Еще и месяца не прошло с того момента, как Россия передала США проекты двух фундаментальных договоров в сфере безопасности: двустороннего российско-американского и многостороннего, рассчитанного на принятие на уровне РФ—НАТО. В понедельник в Женеве первый документ уже будут предметно обсуждать делегации России и США во главе с заместителями руководителей внешнеполитических ведомств двух стран Сергеем Рябковым и Уэнди Шерман, после чего в среду в Брюсселе пройдет заседание Совета Россия—НАТО, где рассмотрят вторую бумагу. Ну а в четверг российские предложения разберут в Вене на Постсовете ОБСЕ.
На ускоренном графике рассмотрения документов настояла Россия. Убедительность ее аргументам придала усиленная концентрация вооруженных сил на границе с Украиной, а также многократно оглашенные предупреждения о том, что, если Вашингтон и его союзники проигнорируют требования Москвы или попытаются «заболтать» их, Россия предпримет некие «альтернативные» действия силового характера для обеспечения своей безопасности.
Для российской стороны важнее всего двусторонние переговоры с США: в Москве убеждены, что, если удастся о чем-то договориться с Вашингтоном, его европейские союзники и партнеры подстроятся. Накануне встречи в Женеве американские официальные лица сделали ряд заявлений, из которых можно обрисовать контур их переговорной позиции.
Американцы готовы заслушать список российских озабоченностей в сфере безопасности, но намерены представить российским собеседникам и собственный перечень претензий.
Москве обещали предъявить Крым и Донбасс, Грузию, вмешательство в выборы, нарушение международных и двусторонних договоров, заказные убийства в Европе, в том числе с применением химоружия, поддержку диктаторских режимов. Москва же, напомним, обвиняет США и их союзников в попытке использовать Украину как плацдарм для наступления на нее, втягивание Украины и других постсоветских государств в НАТО, избыточном развертывании военной инфраструктуры и контингентов в Восточной Европе, провокационных маневрах в Черном и Балтийском морях, участившихся учениях с имитацией нападения на Россию.
После обмена взаимными претензиями и озабоченностями стороны попытаются наметить меры предотвращения дальнейшей эскалации и укрепления доверия. Среди шагов, упомянутых американскими официальными лицами,— возможный возврат к запрещению на размещение в Европе ракет средней и меньшей дальности наземного базирования, отказ от размещения ряда других вооружений близ границ России, в том числе на территории Украины, снижение масштабов и частоты учений и маневров в Восточной Европе, повышение транспарентности и предсказуемости военной деятельности в этом регионе, расширение каналов коммуникации.
Российские требования, заложенные в проекты двух переданных США и НАТО договоров, однако, гораздо шире. Среди прочего Москва требует от Вашингтона и его союзников юридически зафиксировать отказ от дальнейшего расширения НАТО, не размещать ударные средства близ границы РФ, прекратить военное сотрудничество с постсоветскими странами, убрать американское ядерное оружие из Европы, отвести силы Североатлантического альянса на позиции 1997 года.
Наибольшее отторжение у западных стран вызывает требование о гарантиях нерасширения НАТО.
«Есть вещи, на которые мы никогда не согласимся. Не России решать за другие страны, с кем они могут вступать в союз, эти решения могут приниматься только этими странами и Североатлантическим альянсом,— заявил журналистам в ходе бэкграунд-брифинга представитель Белого дома накануне переговоров в Женеве.— В контексте НАТО мы придерживаемся "политики открытых дверей", и ни Россия, ни какая другая страна их не закроет». Заранее отвергли в Вашингтоне и два других выдвинутых Москвой требования: о сокращении контингентов и инфраструктуры в Восточной Европе и о вывозе из Европы ядерного оружия США.
В Белом доме, Госдепартаменте и других американских ведомствах за последние дни несколько раз повторили: США настроены на диалог с Россией и надеются выстроить с ней стабильные предсказуемые отношения. В то же время американские СМИ со ссылкой на источники в этих же структурах сообщают, что параллельно Вашингтон и его европейские союзники готовятся к провалу переговоров, переходу России к силовому наступлению (возможно, на Украину) и введению в отношении Москвы «драконовских» санкций, которые будут едва ли не жестче эмбарго в отношении Кубы и Северной Кореи.
Президент РФ Владимир Путин в ходе телефонного разговора 30 декабря предупредил своего американского коллегу Джо Байдена, что, если дело дойдет до введения в отношении России таких ограничений, она может пойти на полный разрыв отношений с США.
Попытку сблизить позиции делегации во главе Сергеем Рябковым и Уэнди Шерман предприняли в воскресенье вечером, на предварительных консультациях в ходе делового ужина. Однако яснее перспективы переговоров станут лишь в понедельник, когда в американском постпредстве при ООН в Женеве пройдет их официальная часть. Как ожидается, по итогам встречи Сергей Рябков проведет уже в российском постпредстве брифинг, где ответит на вопросы журналистов. При этом в Госдепартаменте США заранее объявили, что заявления официальных лиц РФ об итогах встречи «не будут отражать истинный характер дискуссий», и призвали относиться к ним «скептически».